Naib> Первый.Naib> Плотная упаковка двигателей, типа как в Ф-9. Выхлоп центрального двигателя попадает в зону динамического высокого давления (от кольца остальных двигателей вокруг). То есть давление среды в которую истекают газы может быть и несколько атмосфер. В сравнении с Н-1 - расстояние в ней было значительно больше, то есть проблема это не только не новая, но и наверняка решённая. Правда, я не понимаю на каких принципах строить более-менее достоверную оценку внешнего динамического давления.
Потоки газов от соседних двигателей таки движутся, причем с той же скоростью и в том же направлении
Поэтому статического противодавления они не создают. Наоборот, они создают эжекционный эффект и как минимум не мешают, а в случае разности тяги - помогают.
Naib> Второй.Naib> Реактивное торможение, типа как в Ф-9-1. Ракета движется со скоростью 2000 м/с в направлении истечения газов. Если учесть, что скорость их истечения в вакуум примерно 3100 м/с, то разница скоростей (с ракетой) составляет всего 1100 м/с, то есть УИ снижается в разы. Как его оценивать в этом случае?
Давление на срезе сопла у Мерлина на первой ступени немногим менее атмосферного, а на той высоте,где встречная скорость 2000 м/с плотность атмосферы ничтожная. Соответственно, она не создает ощутимого сопротивления во много раз более плотному потоку газов из сопла. А ниже - скорость падает.
Но это в данном конкретном случае, в имеющихся по факту условиях.
С другой стороны, если придумать запуск двигателя против движения на скорости 2 км/с около земли...
Тяга двигателя создается внутри него (давление газов на переднюю стенку КС и стенки сопла), а не снаружи, за срезом. Стартуют же ракеты из-под воды, хотя там плотность среды принципиально другая
Как же двигатель узнает, что там вокруг него?
Просто на срезе сопла поток газа столкнется со средой иной плотности и давления, и где-то ВНУТРИ сопла образуется зона равновесного давления. Если она окажется больше степени расширения на срезе сопла, то двигатель будет работать в режиме недорасширения и тогда таки да - удельный импульс уменьшится.