Yarko>Согласен на все сто процентов. Вот только у каждой космической страны этот план все-таки свой и напрямую зависит от ее амбиций. Если, скажем, у США есть желание и возможности заниматься всем спектром космических проблем, то и планы у НАСА грандиозны и всеобъемлющи.
Тут, IMHO, дело не только в амбициях. В XXI веке никакое государство, претендующее на сколько-нибудь заметную роль в глобальной экономике, политике, вопросах собственной безопасности, просто не имеет право пренебрегать работами по созданию ИСЗ и средствами их доставки, но чтобы занимать заметное место в каких-нибудь направлениях космонавтики, без стратегического планирования не обойтись. Естественно, планы Штатов всеобъемлющи, т.к. они рассчитывают на собственное лидерство по всем направлениям.
Yarko>Что же касается, например, Украины, то здесь имеет место своеобразная задача-минимум - сохранить за собой те ниши в мировом космическом "разделении труда", которые на сегодняшний день принадлежат украинской космической отрасли. Скажем, умеем делать носители - вот и нужно полным ходом развивать это направление; занимает наша космобиология одно из ведущих мест в мире - значит быть этому направлению приоритетным на долгую перспективу и т.д.
Все это конечно хорошо, но сильные стороны украинской космической отрасли напрямую связаны с ее слабостями. Умение делать РН сочетается с отсутствием собственного космодрома, в то время как на рынок пусковых услуг прорываются новые космические государства, имеющие выигрышное географическое расположение и не исключено, что со временем их РН окажутся более конкурентоспособными. Также не исключено, что со временем авиация (в первую очередь гиперзвуковая) составит заметную конкуренцию (если не выиграет) традиционным способам вывода ПН на орбиту.
Что же касается космобиологии, то она в первую очередь прямо или косвенно связана с долгосрочными пилотируемыми полетами, в то время, как Украина не имеет возможностей самостоятельно осуществлять подобные полеты. Но даже это не все – достаточно вспомнить о том, как США в этом году приняли решение о сокращении финансирования МКС. Но даже это не все, не смотря на сорокалетнюю историю пилотируемых полетов, до сих пор убедительно не обоснована необходимость пилотируемой космонавтики. Фактически можно выделить следующие обоснования необходимости: для уникальных вспомогательных работ, для сохранения потенциала, т.к. он понадобится в неопределенном будущем, для выполнения с сегодняшних позиций запредельных задач без указания путей их реализации. IMHO, невозможно добиться значительных результатов, без того чтобы определится в столь фундаментальном вопросе.