Один оставшийся Dolphin можно увидеть в американском Военно-морском Музее Авиации в Пенсаколе, Флорида. Как ни странно, этот самолет не является военным ветераном; скорее всего он принадлежал Уильяму Боеингу! У его компании не было ничего подобного в то время, и он хотел, облететь на "воздушной яхте" район Пьюджет-Саунда, где располагался завод по производству Боингов .
этот же пост,но с большими картинкамиNaval museum, Pensacola Fl
Также источник информации:
“Американские военные самолёты Второй Мировой Войны”, под редакцией Д.Дональда (перевод М.С.Виноградова и М.В.Коновалова), \АСТ \ Астрель 2002.
Перед началом Великой Депрессии, когда США ещё находились в состоянии экономического подъёма, фирмой Douglas был разработан проект “летающей яхты”, предназначенной в первую очередь для состоятельных людей. Самолёт с поэтическим названием “Sindbad” представлял собой обычную двухреданную летающую лодку смешанной конструкции, оснащенную двумя 300-сильными двигателями Wright J-5R “Whirlwind” и способной перевозить до 8 пассажиров и 2 членов экипажа. Фюзеляж был цельнометаллическим с дюралевой обшивкой. Элероны, рули высоты и направления имели металлический каркас и обшивались полотном. Двухлонжеронное крыло обшивалось фанерой, на консолях монтировались поплавки для дополнительной устойчивости на воде. На стабилизаторах также устанавливались две вертикальные шайбы.
общий вид справа
Когда проектирование подошло к концу на фондовой бирже произошел обвал и большинству миллионеров стало не до дорогих игрушек. Тем не менее, в начале 1930 г. фирма изготовила один самолёт продав его Береговой Охране США (USCG), где ему присвоили обозначение RD. Опыт его применения оказался удачным, что позволило инженерам взяться за разработку амфибийного варианта, предназначенного как для военного использования, так и для гражданских целей.
Наиболее радикальные изменения заключались в установке колесного шасси. Его выполнили неубираемым, но при посадке на воду стойки поднимались вверх к крылу выше ватерлинии. Хвостовое колесо также поднималось вверх. Испытания прошли вполне успешно и Douglas смогла приступить к серийному выпуску летающей лодки, названной “Dolphin”. Всего было выпущено 58 самолётов, из которых 45 приобрела армия и флот.
Первая, по сути опытная, модификация ХRD-1 (иногда её называют просто RD-1) осталась в единственном экземпляре. От RD она отличалась только двигателями Wright R-975Е (435 л.с.) и новым морским оборудованием. Самолёт был готов в декабре 1931 г., и в августе 1932 г. он был приобретен USCG.
общий вид слева
Самолет Дельфин имел дополнительное оперение, прикрепленное к верху гондол двигателей, для преодоления проблем с турбулентностью. Конструкция была одинаковой с самолетом Синбад - с цельнометаллическим корпусом и с деревянным крылом с одинарной фанерной обшивкой.
вид сверху
Спустя несколько месяцев появилась модификация RD-2. Как и в предыдущем случае отличие заключалось в двигателях. Один экземпляр RD-2, оснащенный моторами R-1340-10 (500 л.с.), был продан USCG в июле 1932 г. Три самолёта, приобретенные в июне 1933 г. для нужд US Navy, предназначались для перевозки важных персон и оснащались тремя разными типами моторов. Первый из них вначале получил двигатели R-1340-1 (410 л.с.), замененные затем на R-1340-10. Два остальных самолёта оснащались двигателями R-1340-96 (450 л.с.). В пассажирском салоне могли без труда разместиться 5 человек, а с полным запасом топлива 909 литров дальность полёта составила 1239 км.
В 1934-1935 гг. состоялась поставка шести самолётов модификации RD-3. По сути это была транспортная версия RD-2, на которой устанавливались двигатели R-1340-4 или R-1340-96. Все летающие лодки были проданы US Navy. Хотя взлётная масса после доработок уменьшилась на 112 кг, скорость самолёта снизилась до 241 км\ч, дальность – до 1169 км.
Последняя, чисто морская модификация RD-4 поступила в эксплуатацию между ноябрем 1934 и апрелем 1935 года. Самолеты оснащались моторами R-1340-C1 (420 л.с.) и несли на борту 252 галлона (954 литра) топлива – наибольший показатель вместимости среди других модификаций. Дальность полёта с нагрузкой 1000 фунтов бомб составляла 1062 км, максимальная скорость – 237 км\ч. Практический потолок последних трех вариантов летающей лодки “Dolphin” не превышал 4400-4600 метров.
Как это ни странно, но самым крупным покупателем “Dolphin” стала Армия США. Всего было приобретено 24 “сухопутных” самолёта: восемь Y1C-21 c моторами R-975-3, два Y1C-26 c моторами R-985-1, восемь Y1C-26А с моторами R-985-5 и четыре C-26В с моторами R-985-9. В 1934 г. два серийных самолёта С-26В уже готовых к поставке заказчику доработали для перевозки 7 пассажиров и двух членов экипажа, дав им новое обозначение С-29. Одновременно армия пересмотрела свои требования к назначению “Dolphin”, в результате чего первые 22 самолёта определили к использованию в качестве гидросамолётов наблюдения. Соответственно их обозначения были изменены на ОА-3, ОА-4, ОА-4А и ОА-4В, хотя почти всё время они отлетали как военно-транспортные. Кроме того, один самолёт в экспериментальном порядке оснастили неубираемым шасси с носовым колесом, что позволило своевременно определить характеристики этого посадочного устройства и впоследствии сформировать реальные требования к транспортному самолёту С-54 “Skymaster”. Большинство самолётов типа ОА-4 было списано к 1940 г.
двигатель вид спереди
двигатель вид сзади
основные стойки шасси
Самолет имел хвостовое колесо, укрепленное позади второго редана корпуса.
хвостовое колесо
обводы корпуса
Пилот и второй пилот сидели рядом в полностью закрытой кабине непосредственно перед передней кромкой крыла, а пассажирская кабина располагалась сразу за кабиной пилотов.
кабина
Эксплуатационная карьера летающих лодок “Dolphin” на флоте и в Береговой Охране оказалась на редкость спокойной. Первый полученный флотом RD-2 был оборудован в “президентский” самолёт, но в этом качестве он никогда не использовался. Начав службу 6 июня 1933 г. летающая лодка использовалась не часто, пока 4 декабря её не передали в распоряжение NACA. Два других флотских RD-2 попали на базу Анакостия (округ Колумбия) и Коко Соло (Панамский канал). Вскоре присоединившиеся к ним RD-3 распределили также на Гавайские острова и авиабазу Норфолк.
вид на хвостовое оперение
Корпус морской пехоты США приступил к эксплуатации “Dolphin” в 1935 г., получив несколько “поношенный” RD-3 от флота. Самолёт вначале определили на службу в сервисный эскадрон VMJ-6M, но в феврале 1936 г. его передали эскадрону VO-9M (с июля 1937 г. – VMS-3) дислоцированному на авиабазе Бурн Филд на Вирджинских островах, где он и оставался вплоть до полного списания в 1939 г. Два самолёта модификации RD-2 КМП США получили в 1936 г. Один из них передали VMS-3, а второй отправили на авиабазу в Куантико для использования в качестве источника запасных частей. С января 1939 по март 1940 года сохранившийся RD-2 летал в составе эскадрона VMJ-1, после чего был отправлен на слом.
Чуть дольше прослужили летающие лодки купленные USCG. Родоначальники серии RD и RD-1 честно отслужили положенный им срок, ведя патрулирование океанского побережья и изредка выполняя функции спасательных самолётов. Их списали в ноябре 1939 г. по причине износа конструкции.
собственно хвостовое оперение
Единственный “береговой” RD-2 использовался для административных целей и был потерян в марте 1937 г. в результате лётного происшествия. Из десяти RD-4 к 1 ноября 1941 г. уцелело четыре самолёта. Поскольку с этого момента USCG перешло в распоряжение флота, всем летающим лодкам была поставлена задача вести патрулирование морских границ США. В этом качестве военные RD-4 “Dolphin” завершили своё путь – последний самолёт был выведен из состава US Navy только в июне 1943 г. Впрочем, самолёты переданные гражданским авиакомпаниям эксплуатировались намного дольше – вплоть до середины 1960-х гг.
люк
В Австралии летали четыре “Dolphin” – все в гражданском варианте. В середине 1930-х гг. они были заказаны частными лицами и фирмами, но в 1940-1943 гг. летающие лодки были реквизированы для нужд RAAF. В соответствии с принятой системой регистрационных кодов самолётам сменили гражданские номера на военные (А35-1 – А35-4). Первый из них служил в Ратмайнсе с июня 1940 по июль 1943 года. Два “Dolphin” (А35-2 и 3) попали в состав 9 Sqd., где служили как вспомогательные. В феврале 1944 г. и мае 1945 г. их постепенно разобрали на запасные части. Последний австралийский “Dolphin” попал в RAAF позже всех – в апреле 1943 г., сначала будучи отправленным в 1 SFTS, а затем в 3 OTU. Его военная карьера закончилась слишком быстро. 29-го июля 1943 г. летающая лодка потерпела аварию в заливе Роуз и в августе 1944 г. её разобрали на металл.
соединение крыла и фюзеляжа
ВАРИАНТЫ:
Y1C-21: в 1931г. было заказано восемь самолетов для армии США, первоначально предназначались для сопровождения подразделений бомбардировщиков; скорость бомбардировщиков Martin (Мартин) В-10 и В-12 сделала эту задачу невыполнимой, и самолеты, получившие обозначение С-21, использовались для перевозки личного состава; позже они были позаимствованы Казначейством США (временно обозначенные FP-1) для пограничного патрулирования; далее они были обозначены ОА-3 (Observation Amphibian - Наблюдательная амфибия), но использовались как транспортные.
Y1C-26: два самолета были поставлены в армию США в 1933г.; были первыми самолетами Дельфин без вспомогательных килей; позже они были обозначены ОА-4, затем FP-4, когда использовались Казначейством США; затем пять самолетов, оснащенных крыльями из нержавеющей стали и двигателями Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) R-985-9 мощностью 298 кВт (400 л.с.), были обозначены ОА-4С; восемь самолетов С-26А, лишь немного отличавшихся от С-26, имели временное обозначение Казначейства США FP-2A; четыре самолета С-26В были поставлены в 1933г., оснащенные двигателями Пратт-Уитни R-985-9, и обозначены ОА-4В.
С-29: в 1933г. построено два самолета для армии США, оснащенных звездообразными двигателями Пратт-Уитни R-1340-29 мощностью 410 кВт (550 л.с.); был известен как FP-2B, когда использовался Казначейством США.
вид от хвоста
XRD-1: только один самолет был поставлен в ВМС США в августе 1931г., оснащенный двумя звездообразными двигателями Райт R-975E мощностью 324 кВт (435 л.с.); использовался для перевозки личного состава.
RD: один гражданский самолет Модель 1 Спешиал, запрошенный в августе 1932г. Береговой охраной США для патрулирования.
RD-2:(один из них наш) построено четыре самолета; первый самолет, оснащенный двигателям Пратт-Уитни R-1340-10 мощностью 373 кВт (500 л.с.), построен для Береговой охраны США по основному проекту С-26; три более поздних были похожи на С-26А; один использовался как пятиместный пассажирский самолет класса люкс Президентом Франклином Д.Рузвельтом в 1933-1939гг.; он был сначала оснащен двигателями Пратт-Уитни R-1340-1 мощностью 307 кВт (421 л.с.), а затем - двигателями R-1340-10 мощностью 373 кВт (500 л.с.); два других самолета с двигателями R-1340-29 мощностью 336 кВт (450 л.с.) использовались для перевозки личного состава ВМС США.
RD-3: шесть самолетов было поставлено в ВМС США в 1935-36гг. как варианты транспортного самолета общего назначения/RD-2.
RD-4: построено 10 самолетов, похожих на самолет RD-3, но с двигателями Пратт-Уитни Восп С-1 мощностью 313 кВт (420 л.с.); использовались для поисковых и спасательных целей; четыре уцелевших самолета использовались для охранного берегового патрулирования. Все самолеты были выведены из активной эксплуатации к июню 1943г.
Гражданские самолеты Дельфин (Civil Dolphins): кроме первых двух поставленных самолетов, было построено более 10 гражданских самолетов Дельфин. Единственный самолет Модель 3, построенный в 1931г., был четырехместным самолетом класса люкс. Остальные гражданские самолеты были похожи на самолеты RD-4 Береговой охраны США; один самолет с двигателями Восп S1D1 мощностью 410 кВт (550 л.с.) был продан французскому владельцу. Еще шесть самолетов были построены по индивидуальным заказам, один из них использовался на авиалинии Лос-Анджелес - Саити Каталина. Последние два самолета Дельфин были куплены Китайской народной авиационной корпорацией и эксплуатировались на маршруте Шанхай - Кантон.
ЛТХ:
Модификация Dolphin
Размах крыла, м 18.29
Длина, м 13.74
Высота, м 4.27
Площадь крыла, м2 55.00
Масса, кг
пустого самолета 3175
нормальная взлетная 4323
Тип двигателя 2 ПД Pratt Whitney R-1340-96 Wasp
Мощность, л.с. 2 х 450
Максимальная скорость , км/ч 251
Крейсерская скорость , км/ч 217
Практическая дальность, км 1159
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5180
Экипаж 2
Полезная нагрузка: 6 пассажиров
// Транслировано с http://community.livejournal.com/ru_aviation/1714965.html