http://www.infoart.ru/pictures/yak/muz_ja13.jpg [not image]
Беспилотный летательный аппарат "Шмель"1, 1987 г.
http://www.infoart.ru/pictures/yak/muz_ja12.jpg [not image]
Беспилотный летательный аппарат "Пчела"1М, 1983 г.
Фотки из
МУЗЕЙ ОКБ ИМЕНИ А.С. ЯКОВЛЕВА
Ту-141 "Стриж" на МАКС-97
"ШМЕЛЬ" ОКБ им. А. С. ЯКОВЛЕВА
Разведывательный ДПЛА
Двигатели
ПД (1Х23,9/1Х32 кВт/л. с.) с толкающим винтом в хвостовой части ЛА (двигатель разработан в ОКБ им. Н. Д. Кузнецова).
Массы и нагрузки, кг:
взлетная 200;
топлина 70;
целевая нагрузка 60 - 10 (в зависимости от варианта ДПЛА).
Летные данные
Крейсерская скорость -100..180 км/ч;
диапазон рабочих высот полета - 50..3000 м;
продолжительность полета 1,5 - 11 ч (в зависимости от варианта ДПЛА).
Конструктивные особенности
ДПЛА "Шмель" аппарат многоразового применения, выполненный по двухбалочной схеме с толкающим винтом. Аппарат рассчитан на 150 применений. Старт - "по-самолетному" или при помощи пневматической катапульты на шасси грузового автомобиля. Способ посадки парашютно - амортизационный или "по-самолетному". Шасси трехопорное неубирающееся, с колесами, снабженными пневматиками.
ДПЛА "Шмель" используется в составе комплекса, состоящего из шести ДПЛА, машины с командным пунктом управления и транспортнопусковой машины.
Оборудование
Оснащен сменными комплектами разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера, тепловизионная камера, лазерный дальномер-целеуказатель, установленные на гиростабилизированной платформе в носовой части фюзеляжа.
Состояние
В стадии разработки.
Дополнительные сведения
Дальнейшее развитие ДПЛА "Шмель-1". Предназначен для ведения разведки в тактической глубине, а также использования в народном хозяйстве для патрулирования газонефтепроводов, автострад, обнаружения и картографирования лесных пожаров, обнаружения косяков рыб и наведения на них рыболовецких судов, контроля экологической обстановки (радиационный фон, газовый анализ атмосферы, визуальный контроль поверхности), а также в интересах вулканологии, геологии, океанологии, сельского хозяйства и метеорологии.
В дальнейшем предполагается установка лыжного убирающегося шасси и парашюта-крыла.
"ШМЕЛЬ-1" ОКБ им. А. С. ЯКОВЛЕВА
Разведывательный ДПЛА
Модификации
"Пчела" (1985 г. - начало серийного производства) - предсерийнйй ДПЛА;
"Шмель-1 " (1991 г.) - серийный ДПЛА.
Размеры
Размах крыла - 3,25 м;
длина - 2,78 м;
высота - 1,10 м.
Двигатели
ПД (1Х23,9/1Х32 кВт/л. с.) с толкающим винтом в хвостовой части ЛА (двигатель разработан в ОКБ им. Н. Д. Кузнецова).
Массы и нагрузки, кг:
взлетная - 130;
топливо и полезная нагрузка - 72.
Летные данные
Крейсерская скорость -140 км/ч ("Шмель-1 ");
диапазон рабочих высот полета 100 - 3000 м;
продолжительность полета 2 ч.
Конструктивные особенности
ДПЛА "Шмель-1" аппарат многоразового применения, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с толкающим винтом в кольцевой насадке. Аппарат рассчитан на 10 применений. Старт - при помощи двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на шасси БМД-1. Способ посадки парашютно-амортизационный. Шасси четырехопорное, неубирающееся, способновыдержать вертикальную перегрузку 10.
Аппарат хранится и транспортируется в сложенном виде в стеклопластиковом контейнере.
ДПЛА совместно с наземным оборудованием образует комплекс воздушного наблюдения "Стерх", в состав которого входит интегрированная станция пуска и управления, размещенная на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, ДПЛА и передвижная станция технического обслуживания.
Оборудование
Оснащен сменными комплектами разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера, тепловизионная камера, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе.Телевизионная камера имеет переменный дистанционно изменяемый угол обзора (3 - 30'), поле наблюдения ИК датчика составляет 3,4 высоты полета. Разрешение тепловизионного датчика 3 мрад.
Устойчивость полета ДПЛА обеспечивает автопилот, в состав которого входит вычислитель, компас, гировертикаль, датчики угловых скоростей и электроприводы управления элеронами, рулями высоты и направления, а также дроссельной заслонкой маршевого двигателя.
В состав наземной части комплекса входит интегрированная станция пуска и управления, размещенная на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, ДПЛА и передвижная станция технического обслуживания.
Станция пуска и управления осуществляет автоматический предстартовый контроль, пуск (на каждой машине может перевозиться один контейнер с ДПЛА), управление ДПЛА, прием и отображение изображения местности на телевизионном экране в реальном масштабе времени. На видеоконтрольном устройстве, установленном на станции пуска и управления, отображается картина местности, наблюдаемая с борта ДПЛА, а также наложенные на нее маршрут аппарата и его текущие координаты.
Обеспечивается управление и прием информации с ДПЛА, находящегося на удалении 60 км от станции пуска и управления. Возможно одновременное управление двумя ДПЛА.
Состояние
Выпускается серийно.
Дополнительные сведения
ДПЛА малой дальности, предназначен для ведения разведки в тактической глубине, а также для использования в народном хозяйстве.
Работы по созданию мини-ДПЛА начаты в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1982 г. на основе опыта изучения боевого применения израильских ДПЛА в войне 1982 г. Первый опытный ДПЛА (с ПД мощностью 20 л. с.) совершил первый полет в 1983 г. Было построено 50 предсерийных ДПЛА "Пчела", предназначенных для опытной эксплуатации с целью разведки, РЭБ и ретрансляции, снабженных пневматическим посадочным амортизирующим устройством.
В 1985 г. началась разработка ДПЛА "Шмель-1" несколько больших размеров с четырехопорным шасси. Летные испытания ДПЛА "Шмель-1" в варианте, оснащенном телевизионным и ИК оборудованием, начались в 1989 г. В 1992 г. начались испытания ДПЛА в варианте воздушной мишени.