Редкий бомбардировщик долетит до Крыма
Политкорректность Киева к американцам может дорого стоить России
Юрий ГОЛОТЮК
Севастопольская группировка Черноморского флота России осталась без прикрытия с воздуха. Переговоры о перебазировании в Крым двух десятков фронтовых бомбардировщиков Су-24М окончательно зашли в тупик. Самолеты по-прежнему находятся на российской территории - на авиабазе под Анапой. Киев запретил им пересекать воздушные границы Украины.
Обсуждение мелкого и, казалось бы, сугубо технического вопроса - замены устаревшего авиапарка ЧФ более современными самолетами - ведется уже около двух лет. Причем ведется на беспрецедентно высоком уровне: последние договоренности об этом заключались уже лично между украинским президентом Леонидом Кучмой и российским премьером Владимиром Путиным. В беседе с Путиным, прибывшим в Киев по случаю инагурационных торжеств, Кучма даже назвал конкретный срок - 6 декабря, к которому украинская сторона готова снять свои последние возражения. Когда же этот срок подошел, украинские эксперты заговорили о неких "технических сложностях", требующих отложить решение о перебазировании бомбардировщиков "еще на неделю".
Впрочем, эта недельная заминка была по сути запрограммирована заранее. С 8 по 16 декабря в Одессе в рамках натовской программы "Партнерство ради мира" проходили многонациональные командно-штабные военные учения "Си Бриз-99". Кроме организаторов - Украины и США - в них также приняли участие Великобритания, Греция, Турция, Болгария, Румыния, Италия и Грузия. Однако финансировали "Си Бриз-99" Соединенные Штаты - Госдеп выделил на проведение учений 250 тыс. долларов. Так что желание Украины проявить "политкорректность" по отношению к спонсору учений вполне объяснимо. Но, как оказалось, задержка будет отнюдь не недельной: Украина выдвинула новые требования.
Правда, абсолютно новыми эти требования назвать нельзя: за два года переговоров по поводу обновления авиапарка ЧФ Украина их уже не раз использовала. Сейчас военные эксперты Киева вновь настаивают на том, что с перегоняемых в Крым Су-24 должны быть демонтированы держатели для подвески ядерных боеприпасов. Само по себе это требование возражений у России не вызвало - демонтаж был проведен под наблюдением украинских специалистов. Однако теперь Киев заговорил о так называемом "возвратном потенциале", то есть о том, что он пустит к себе "сушки" только при условии, что на них уже физически никогда нельзя будет смонтировать оборудование для "спецбоеприпасов". Одновременно украинская сторона потребовала договорного введения жестких ограничений на использование авиации (как, впрочем, и всех иных сил) Севастопольской группировки "в кризисных ситуациях". Что окончательно завело переговоры в тупик. Поскольку российские военные прекрасно понимают, к чему клонят их украинские коллеги: подобный договор совершенно парализует базирующиеся в Крыму силы флота. Так уже было, когда во время самых ожесточенных боев чеченской кампании 94-96-х годов Россия так и не смогла отправить в зону "восстановления конституционного порядка" батальон черноморской морской пехоты.
После раздела ЧФ между Украиной и Россией былое господство флотской авиации над регионом осталось в прошлом. По словам командующего авиацией ЧФ РФ Валерия Юрина, флот лишился разведывательных и штурмовых самолетов, а также морской ракетоносной авиации. В распоряжении моряков остались лишь самолеты, достойные того, чтобы занять место в музейных экспозициях. Это противолодочные "летающие лодки" Бе-12 и истребители-бомбардировщики Су-17, выпущенные еще в 70-х годах. Сейчас самолетов этих типов не осталось уже ни в одной другой российской военной части. Любой вылет на задание летчиков ЧФ может закончиться трагически.
Редкий бомбардировщик долетит до Крыма
Copyright © 1995-1999 ОАО "Редакция газеты "ИЗВЕСТИЯ".