Известно откуда :((
ТЭК ОПЛАТИТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОСКВЫ
Правительство судорожно ищет деньги, чтобы избежать отказа от долгов международным финансовым организациям
Марина Волкова
Первому вице-премьеру Виктору Христенко, видимо, придется еще раз представлять в Госдуме бюджет-2000, сильно подкорректированный в расходной части.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
НАПОМИНАНИЯ Западу о том, что у России с ядерным оружием все в порядке, прозвучали, конечно, не от хорошей жизни. Кредиты МВФ в обозримом будущем нам, видимо, не светят. Как следствие под большим вопросом оказывается реструктуризация долгов Лондонскому клубу. А получение денег от международных финансовых организаций ставится в зависимость, хотя публично это и не признается, от российской политики на Северном Кавказе, которую ни в какую не хочет корректировать нынешняя власть.
В результате уже сейчас очевидно, что бюджет-2000 стал абсолютно нереальным. Около 6 млрд. долл. Россия собиралась привлечь в качестве заимствований от международных финансовых организаций, и они включены в доходную часть бюджета на следующий год. Не учитывает основной финансовый закон и выплат Лондонскому клубу, которые мы должны произвести в 2000 г., а также более чем трехмиллиардной задолженности этого года. Всемирному банку и Международному валютному фонду Россия должна отдать в 2000 г. в общей сложности около 5,4 млрд. долл. Суммы для нашей страны абсолютно неподъемные, но каким-то образом их надо будет найти.
В первую очередь расплачиваться придется топливно-энергетическому комплексу. В последние две недели правительством были подготовлены решения (а некоторые уже и приняты), которые не обещают ни газовикам, ни нефтяникам ничего хорошего.
Уже вступило в силу распоряжение кабинета министров о повышении экспортных пошлин на нефть до 15 евро за тонну. По подсчетам экспертов, это добавит бюджету-2000 около 1,8 млрд. долл., если, конечно, цены на нефть на мировых рынках не обвалятся и пошлины не придется возвращать к прежним объемам. Сопоставимую с 1,8 млрд. долл. сумму могут принести и пошлины на газ, разговоры о которых идут в правительстве правда еще с лета. Но в ближайшее время эти разговоры, как уверяют источники "НГ-политэкономии", могут закончиться десятью евро за тысячу кубических метров газа.
Но это еще не все. Не без помощи главного транспортировщика нефти - "Транснефти" подготовлен проект постановления Федеральной энергетической комиссии о повышении с 1 января будущего года тарифов на перекачку нефти по трубам этой компании. Стоимость транспортировки будет повышаться в зависимости от ее направления и возрастет чуть ли не на 58%.
К экспортной же трубе получит доступ не каждый. Нынешнее правительство собирается довести до исполнения идею прежних кабинетов (особенно ею загоралось правительство Кириенко) - отключить от трубы должников. Только тем компаниям, которые будут исправно погашать текущие платежи в бюджет, предоставят возможность экспортировать нефть. Объемы же прокачки будут поставлены в зависимость от суммы долга компании государственной казне. Значит, если все перечисленные выше планы правительства станут реальностью, желающие отправлять нефть за границу должны будут в ближайшее время выложить круглую сумму.
Собственно, ТЭКу к таким вещам не привыкать. Подобные сценарии, правда, не столь всеохватывающие, пытались применять и прежние правительства. Поэтому не будет ничего удивительного, если, как и перед 17 августа, нефтяники соберутся и выдадут некое коллективное письмо, протестующее "против нынешней политики властей по отношению к нефтяным компаниям". И это уже не очередная "разборка" между ТЭКом, не желающим делиться огромными прибылями, и правительством, стремящимся привычными способами пополнить бюджет, если учесть и другие решения власти, принятые в последнее время. Деньги судорожно ищут и находят не только в ТЭКе.
Госдума, наотрез отказывавшаяся отменить налоговые льготы закрытым территориальным образованиям (ЗАТО), вдруг стала более сговорчивой. В результате бюджет следующего года получит еще около 40 млрд. руб. Налоговые льготы при работе на давальческом сырье - толлинге, которые не решалось трогать ни одно правительство, комиссия по оперативным вопросам рекомендовала также отменить. Это должно увеличить поступления в госказну от алюминиевой промышленности в среднем на 50%.
Похоже, российские власти на сей раз перестали исповедовать в отношении международных финансовых организаций принцип "рано или поздно, а денег все равно дадут" и пытаются всеми возможными способами набрать необходимую сумму. Пока только за счет фискального давления, увеличивающегося по всем возможным направлениям.
Но этого все равно недостаточно. Какие же еще экономические источники собираются мобилизовать, чтобы попытаться решить экономические, а вернее, внешнеполитические проблемы России, помимо возможного секвестирования бюджета, пока неясно. К тому же их не так уж и много ни в экономике, ни во внешней политике. Выбор ядерных аргументов в диалоге с Западом вряд ли можно считать удачным не только из-за экономической ситуации в нашей стране и зарубежной реакции, в том числе касающейся экономического сотрудничества с Россией. Но хотя бы еще потому, что равных по силе доводов у Москвы попросту не остается, разве что за исключением одного...
Независимая газета