http://www.infoart.ru/pictures/misc/spacenews/s120512.jpg [not image]
Аэродинамическое торможение как перспективная технология маневрирования космических кораблей
Возможно, будущие космические корабли будут использовать для корректировки своей траектории аэродинамические силы, возникающие при движении в атмосфере Земли или какой-либо другой планеты. Для такой корректировки подчас не требуется включать двигатель и, следовательно, тратить топливо. Специалисты из университета штата Иллинойс опубликовали в журнале Journal of Guidance, Control, and Dynamics статью, где излагается численный метод оптимизации траектории космических кораблей при переходе с одной орбиты на другую с использованием аэродинамического торможения. Оптимизация предполагает сведение к минимуму затрат топлива, что особенно важно в длительных космических экспедициях.
Как сказано в этой статье, корабль следующего поколения сможет менять свою орбиту путем "погружения" в атмосферу. Если корабль оснащен соответствующими "крылоподобными" управляемыми конструкциями, то при движении в атмосфере возникает аэродинамическая подъемная сила, за счет которой и происходит переход на новую орбиту. Аналогичный метод уже был успешно использован для снижения скорости космического зонда Mars Global Surveyor в атмосфере Марса.
В статье приведены расчеты оптимальных траекторий движения околоземных спутников для изменения их орбит с помощью аэродинамического торможения. Получены решения для самых разных конечных орбит с разными углами наклона и с разными ограничениями, например, на максимально допустимую температуру нагрева корабля в атмосфере. Такие маневры занимают гораздо больше времени, чем при включении двигателя (счет иногда идет на месяцы), но топлива при этом тратится во много раз меньше.
Источник: InfoArt News Agency