Во вторник вечером в новостях ОРТ член комиссии Рудольф Тейкуразов назвал причины катастрофы Як-40. По его словам, перед вылетом самолет не был обработан противообледенительной жидкостью. Во-вторых, из-за «нестандартного положения закрылков». По заявлению Тейкуразова, по инструкции закрылки должны находиться под углом 20 градусов, а они были под углом не более 10 градусов.
Однако, как установила «Газета.Ru» это не окончательный вывод комиссии.
— Причины катастрофы неизвестны. Пока что лишь все возможные причины рассмотрены и отметены как неверные, – ответил «Газете.Ru» член комиссии и первый заместитель генерального директора Вологодского объединенного авиаотряда Александр Воробьев.
Он признал, что самолет действительно не был обработан перед вылетом противообледенительной жидкостью, за что отвечает технический состав, подготавливающий борт к полету. По мнению Воробьева, согласно инструкции по подготовки борта к полету, этой жидкостью нужно обрабатывать борт, если на нем есть обледенение или иней. В день катастрофы, по мнению Воробьева, этого не требовалось.
— Какие еще есть подтверждения вашим словам? Ведь если это истинная причина катастрофы, то в ней, видимо, виноваты вы сами?
— Экипаж сам перед полетом проверяет необходимость обработки борта. Раз экипаж полетел, значит, был согласен с мнением техслужб о том, что такая обработка при данных погодных условиях не нужна. В экипаже – не самоубийцы. — уверен Александр Воробьев.
— А нестандартное положение закрылков?
— Важен не угол положения закрылков, а синхронность их выпуска. Если закрылки выпущены не синхронно, то создается вращательный эффект, и это может стать причиной крена на левый бок и катастрофы. Комиссия замерила выход закрылков. Он равен 165 мм и с левой, и с правой стороны. Симметрия выхода закрылков нарушена не была. Они не могли стать причиной аварии, — говорит Александр Воробьев.
Для того чтобы установить причины аварии, сегодня останки самолета Як-40, разбившегося в Шереметьево-1, были погружены на машины и отправлены в ангар, находящийся около Люберец. Там искореженные детали разложат так, чтобы из фрагментов воспроизвести самолет. После этого его начнут изучать независимые специалисты из ГосНИИ эксплуатации и ремонта авиатехники Министерства обороны России, с которыми в ближайшие дни Вологодский объединенный авиаотряд, владелец Як-40, потерпевшего катастрофу, заключит соответствующий договор.
Во сколько обойдется этот заказ вологодским авиаторам, пока неизвестно. Сейчас военные просчитывают полученное в воскресенье от вологодцев техническое задание и обещают, что «цена их работы будет доступная, но немаленькая».
По словам первого заместителя генерального директора Вологодского объединенного авиаотряда Александра Воробьева, вологодцы пошли на этот шаг, чтобы «причины аварии стали четко ясны» и чтобы «сохранить свое доброе имя». При этом Александр Воробьев уверен в качестве работы военных.
— У них хорошая методика, которую они, конечно, не раскрывают. Однако она позволяет определить, какие лампочки горели в момент аварии на сигнальном табло - по нити накаливания лампы. Именно эти ученые выяснили причины недавней аварии Ил-114 в Домодедово и иркутской катастрофы «Руслана» Ан-124.
Как стало известно «Газете.Ru», военные, во-первых, исследуют двигатели самолета. Хотя, как заявил «Газете.Ru» Воробьев, специалистам абсолютно ясно, что отказ работы двигателей исключен, но «публике необходимо это объяснить и доказать». Во-вторых, военные сделают свой замер выхода закрылков, ведь «другие неполадки с закрылками не исключаются». В-третьих, проверят версию о том, что один из элеронов (элемент крыла, отвечающий за разворот борта) был неуправляем. Хотя специалисты утверждают, что элерон находится в профиле крыла и никак не мог повлиять на результат полета. В-четвертых, военные определят, какое сигнальное табло горело на пульте управления в момент аварии.
Результаты своих исследований военные обещают «через две-три недели». После этого, основываясь на данных, полученных военными, сделает окончательные выводы комиссия, расследующая причины катастрофы.
По данным «Газеты.Ru», сегодня специалисты исключили версию о взрыве, поскольку «он не может иметь локальный характер». Исключена также версия, что бортом управлял любивший самолеты и имевший лицензию на управление Артем Боровик, поскольку его тело было найдено рядом с кабиной пилотов, но со стороны салона. Исключили версию воздействия на пилотов взрывпакетом с газом, поскольку в таком случае пилоты потеряли бы возможность управлять самолетом, а расшифровка черного ящика показывает, что элероны отклонялись, то есть летчики до последней минуты боролись за жизнь и пытались выровнять самолет.
Исключена также версия ошибки диспетчеров Шереметьево-1, которые якобы нарушили инструкции и выпустили Як-40 вслед за взлетевшим «Боингом», в результате чего Як-40 попал в турбулентные потоки. Согласно инструкциям, время вылета между самолетами не должно быть меньше 3 минут, а Як-40 поднялся в воздух через 8 минут после вылета «Боинга».
— После расшифровки черного ящика нет явного ответа о причинах катастрофы, – подытоживает Воробьев. — Но ведь что-то воздействовало на борт. В этом и должны разобраться военные ученые. Ведь просто так самолеты не падают.
Елена Александрова
Gazeta.ru