НОЧНЫЕ ТЕНИ В ЧЕЧЕНСКИХ ГОРАХ

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

Jag_22

втянувшийся
НОЧНЫЕ ТЕНИ В ЧЕЧЕНСКИХ ГОРАХ
Действия подразделений специального назначения держатся в строжайшем секрете
Николай Плотников

Будни чеченской войны.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

ОСНОВНЫМИ формами боевых действий соединений и частей Объединенной группировки войск (ОГВ) в Чечне считаются воздушно-штурмовые действия фронтовой и армейской авиации, разведывательно-поисковые действия, проводимые подразделениями ВДВ и войск специального назначения, а также рейды армейских частей и частей внутренних войск. Из всех воинских формирований наибольшую эффективность и результативность показывали и показывают прежде всего подразделения спецназа.

В полной мере об их действиях будет сказано еще не скоро. Из всех формирований ОГВ подразделения спецназа единственные, владеющие тактикой и методами контрпартизанской войны. Практически все, что связано с действиями "ночных теней", как прозвали спецназовцев боевики, держится в строжайшем секрете. Поэтому предложение пойти на задание с одной из групп, несмотря на жесткие условия командования, я принял сразу без малейших колебаний.

Условия были таковы: в разговоры с военнослужащими, помимо командира группы, не вступать; вопросов ему не задавать; не пользоваться фотоаппаратом и диктофоном; записей во время операции не вести, только смотреть, слушать и запоминать; в статье не рассказывать о деталях операции и экипировки военнослужащих; беспрекословно выполнять все требования крепкого парня, приставленного для охраны.

Вечером перед выходом на операцию старшина выдал мне бронежилет, четыре фляги для воды и обеззараживающие таблетки, сухой паек и спальный мешок. Фельдшер вручил индивидуальный перевязочный пакет, спросив при этом, служил ли я в армии и способен ли в случае чего оказать помощь самому себе или раненому солдату. Получив утвердительный кивок головы, важно сказал: "В нашем деле главное - без паники".

На рассвете следующего дня группа на двух Ми-8 вылетела в район операции. Из разговоров спецназовцев я понял, что выше наших вертушек пойдет для прикрытия пара "горбатых". Так называют здесь боевые вертолеты Ми-24.

Практически одновременно с нами с соседней площадки в небо поднялась еще одна четверка вертолетов. Но Ми-8 пошли без десанта. Не исключено, что они вылетели на воздушную разведку или проведение спасательно-эвакуационных работ. Возможно, им была поставлена задача имитировать высадку десанта с целью отвлечения внимания противника от нашей группы. В Афганистане к таким приемам обмана душманов прибегали довольно часто.

Полет проходил на низкой высоте. Казалось, еще мгновение - и летчик не сможет отвернуть вертолет от стремительно приближающейся горной гряды. Вскоре прибыли на точку десантирования. Вертолеты зависли над землей в нескольких метрах. Условий для посадки не было. Подумалось, что, прыгнув с такой высоты, если и не разобьешься, то ноги переломаешь обязательно. Однако спецназовцы в полном снаряжении быстро покинули машину. Они-то делали это не один десяток раз. Чтобы не выглядеть трусом, пришлось последовать их примеру.

Сбор группы проходил под прикрытием снайперов, десантировавшихся первыми и сразу же занявших по всему периметру площадки удобные для наблюдения и стрельбы позиции. Условными, заранее установленными и не раз отработанными знаками командир поставил задачу. Движение начали бойцы трех разведдозоров: основного и двух боковых. По-другому в горах передвигаться нельзя. Основная группа шла по горной тропе в колонну по одному, стараясь ступать след в след.

Уже через двадцать минут движения сердце готово было выскочить из груди. Сказывалось высокогорье. Пот катил ручьями. Начала мучить жажда. Только теперь мне стало понятно, почему дали столько фляг с водой. Все время хотелось спросить идущего сзади сопровождающего спецназовца, в чем же все-таки состоит задача группы. Удерживали обещания, данные на базе генералу, который отправлял группу на задание.

Все шли в полном молчании. Каждый внимательно вел наблюдение в выделенном ему секторе. Часа через два движения от передового дозора поступил условный сигнал. Незнающий человек не обратил бы на него никакого внимания. Однако все бойцы сразу же остановились и, осмотревшись вокруг себя на предмет нахождения мин-сюрпризов, залегли вдоль тропы, готовые в любой момент отразить нападение. Командир с радистом, двумя снайперами и пулеметчиком выдвинулся к дозору. Разведчики обнаружили на тропе ручную осколочную гранату, установленную на растяжке. Подрывать ее на месте нельзя. Эхо взрыва сразу же демаскирует группу. Гранату было решено обезвредить. Все отошли на безопасное расстояние. На месте остался только разведчик-сапер.

Бойцы группы напряженно прислушивались. Однако, кроме шума горного потока, с грохотом несущего в ущелье огромные валуны, ничего не было слышно. Минут через 15 послышался условный сигнал, означавший, что "сюрприз" боевиков обезврежен.

После обнаружения первой мины вперед стали продвигаться еще осторожнее. Метров через триста наткнулись на пещеру. Первыми близлежащую местность опять осмотрели саперы. Как и ожидалось, под большим камнем, преграждавшем вход в пещеру, лежал очередной "подарок" - граната Ф-1 без чеки. Весь расчет боевиков в таких случаях строится на том, что у человека, отодвинувшего камень, затем не остается ровным счетом никаких шансов на спасение.

В пещере ничего интересного на обнаружилось. Старые консервные банки, гильзы от АК-74, порванный камуфляж, использованные бинты. Судя по размерам пещеры, в ней могли свободно разместиться не менее 50 человек. Спецназовцы внимательно осмотрели буквально все. Им обнаруженные предметы могли рассказать о многом.

На другое логово вышли через три часа движения. Судя по всему, незадолго до нашего прихода здесь были люди. Об этом свидетельствовали остатки еды, разбросанная одежда. После проверки убежища саперами в специально вырубленных штольнях нашли штабеля цинков с автоматными патронами и патронами к ручному пулемету, десяток "Мух", гранаты к РПГ-7 и мины к 82-мм миномету и, что самое неожиданное, большое количество реактивных снарядов к "Граду". Как и для чего они попали сюда, в горы, оставалось только догадываться.

По всей видимости, поиск и ликвидация найденного склада и являлся основной задачей группы. Очевидно, спецназовцы реализовывали информацию агентурного источника военной разведки или ФСБ. Возможно, эту информацию сообщил военным кто-то из местных жителей или из числа боевиков, решивших порвать с бандой.

Убежище в ночное время освещалось небольшим, но довольно мощным дизель-генератором иностранного производства. В глубине пещеры в горную породу были вбиты несколько колец. Это верный признак того, что здесь содержались заложники.

Командир группы принял решение устроить засаду. В эфир на связь с базой не выходили. Видимо, опасались перехвата боевиков. Непосредственно в пещере расположилась несколько военнослужащих. Остальные были размещены вокруг с таким расчетом, чтобы надежно перекрывать все пути подхода. Саперы расставили мины направленного действия и растяжки.

Смеркалось. Ночь наступила как-то незаметно. В горах это происходит быстро, стоит только солнцу скрыться за горный хребет. Потихоньку начал одолевать холод. Казалось, время остановило свой ход и утро никогда не наступит. Все время не покидало чувство, что кто-то тебя рассматривает в ночной прицел и готовится произвести направленный выстрел.

В середине ночи охрана, выставленная на дальних подступах к пещере, дала знать о захвате двух человек. Сопротивления люди не оказали. Их привели к командиру группы. То ли от страха, то ли от неожиданной встречи, два живых скелета долго не могли понять, что происходит. Лишь придя в себя, они - оба из российской глубинки - рассказали, что в Чечне находятся давно, работают за кусок хлеба на человека, купившего их в Грозном на базаре.

Эту пещеру приказал охранять хозяин, он же - местный полевой командир. Уходить рабы боялись. Хозяин пообещал, что если посмеют сбежать, то достанет их даже из-под земли и отрежет головы. Решили вернуться обратно и по возможности проверить, кто же на самом деле пришел в пещеру.

По их данным выходило, что в среднем раз в десять дней боевики возвращаются в убежище из рейдов отдохнуть и пополнить запасы боеприпасов. Общая численность отряда - человек 40. По расчетам, хозяин как раз завтра должен вернуться на базу со своими людьми.

Банда появилась на рассвете. Войдя в пещеру и увидев там рабов, командир охранения по радиостанции сообщил вожаку, что все спокойно. Подпустив основные силы боевиков метров на 70-80, спецназовцы открыли внезапный огонь. Колонна - групповая мишень. Концентрированный перекрестный огонь по ней из автоматов и пулеметов и срабатывание осколочных мин направленного действия оказывает огромный эффект. Огневой налет был скоротечным. Он длился от силы 20-30 секунд.

Сразу же после боя радист вышел на связь и запросил вертушки для срочной эвакуации группы. На запрос командира, что делать со складом боеприпасов, поступила команда на его ликвидацию путем подрыва. Спецназовцы вынесли все "Мухи" и дизель-генератор. После выхода группы на безопасное расстояние мощный врыв потряс окрестности. Минут через 15 прилетели вертолеты. В один загрузили пленных и двух, уже бывших, рабов.

Так в районе высокогорного селения Харсеной Шатойского района Чечни спецназовцами был ликвидирован отряд полевого командира Джабаева, охота на которого шла давно. Во время первой войны он лично казнил десятки российских военнослужащих. Сцены казней снимались на видео. Затем пленки свободно продавались в Чечне, Дагестане и Ингушетии, принося солидный доход палачу.

Горная Чечня


Copyright nvo.ng.ru

 
?? Serge Pod #28.04.2000 05:35
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

Jag_22, eta stat'a dlia Military forum, v Main forume materialy ob aviacii ;)
In knowledge we trust!  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Jag_22

втянувшийся
it is about aviation! :-)


На рассвете следующего дня группа на двух Ми-8 вылетела в район операции. Из разговоров спецназовцев я понял, что выше наших вертушек пойдет для прикрытия пара "горбатых". Так называют здесь боевые вертолеты Ми-24.

Практически одновременно с нами с соседней площадки в небо поднялась еще одна четверка вертолетов. Но Ми-8 пошли без десанта. Не исключено, что они вылетели на воздушную разведку или проведение спасательно-эвакуационных работ. Возможно, им была поставлена задача имитировать высадку десанта с целью отвлечения внимания противника от нашей группы. В Афганистане к таким приемам обмана душманов прибегали довольно часто.

Полет проходил на низкой высоте. Казалось, еще мгновение - и летчик не сможет отвернуть вертолет от стремительно приближающейся горной гряды. Вскоре прибыли на точку десантирования. Вертолеты зависли над землей в нескольких метрах. Условий для посадки не было. Подумалось, что, прыгнув с такой высоты, если и не разобьешься, то ноги переломаешь обязательно. Однако спецназовцы в полном снаряжении быстро покинули машину. Они-то делали это не один десяток раз. Чтобы не выглядеть трусом, пришлось последовать их примеру.



 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru