Як-40 Ташкент 16.01.87
Попадание в спутный след
Разбег самолета производился без остановки на предварительном старте. Положение стабилизатора соответствовало фактической центровке 18.3% САХ и составляло-4.5° (на кабрирование). На внешнюю связь после доклада о готовности к взлету экипаж не выходил. В процессе разбега подъем носового колеса был произведен на Vпр=180 км/ч. Отрыв произведен на удалении 2250 м от торца ВПП на Vпр=195 км/ч, что соответствует рекомендациям РЛЭ. Таким образом, точка отрыва находилась на 50 м дальше точки отрыва самолета Ил-76. После отрыва самолет был сбалансирован по всем трем каналам (тангаж, крен, курс). За 5.5 с до начала особой ситуации убраны шасси. Интервал времени между отрывом Ил-76 и отрывом Як-40 составил 1 м 16 с. В момент отрыва Як-40 Ил-76 находился на удалении от него около 5400 м на высоте 480 м. В процессе разбега и начального набора высоты отклонения органов управления и параметры движения были нормальными. На высоте 15-20 м на Vпр=230 км/ч и угле атаки 5-6° началось кренение самолета влево. Для парирования крена (12.5-13.5°) экипаж отклонил элероны от аэродинамической нейтрали за 1 с. Несмотря на отклонение элеронов, крен продолжал интенсивно увеличиваться (с угловой скоростью 18-20 °/с). В момент начала кренения Як-40 Ил-76 находился на удалении от него около 6200 м на высоте 600 м.
В процессе увеличения крена вертикальная перегрузка изменялась в пределах от 0.4 до 1.4. За 1.2 с до отключения МСРП крен достиг 63°. Дальнейшее увеличение крена на МСРП не отмечается из-за выхода датчиков крена на упор. Первое касание поверхности земли плоскостью. Крен более 63°. Столкновение самолета с землей на Vпр=250 км/ч. Отключение МСРП.
При столкновении: стаб-р - 2° (на кабр.), руль высоты 4° (вверх), элероны -11° (шт. вправо), руль напр-я 7° (вправо). При столкновении шасси были убраны, закрылки выпущены на 20°, режим работы двигателей взлетный (98%). Самолет разрушился и сгорел. Экипаж (4 человека) и пассажиры (5 человек) погибли.
[Edited by KUZNETS (21-04-2000 at 15:58).]