КИТАЙСКИМ ИСТРЕБИТЕЛЯМ ИМПЛАНТИРУЮТ РОССИЙСКИЙ МОТОР
[13 Apr 2000] /Время mn/
В хорошем самолете все должно быть хорошо. Очевидно, руководствуясь этим
принципом, китайское военное ведомство планирует оснастить свои новейшие
истребители Ф-10 теми же "пламенными моторами", что стоят на столь полюбившихся
им российских боевых машинах Су-27.
По сообщению еженедельника "Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи", Пекин начиная с
2001 года собирается ежегодно закупать в России до 60 - 70 модернизированных
двигателей АЛ-31Ф для установки их на свои самолеты. В случае реализации сей
затеи основу ударной мощи ВВС Китая в первой половине нынешнего столетия наряду
с "сушками" составят истребители, разработанные китайскими специалистами, но
взлетающие в небо благодаря нашим "движкам".
Китайцы постарались окружить непроницаемой завесой секретности все, что связано
с реализацией проекта, от которого в ближайшие десятилетия будет зависеть
обороноспособность их страны. Как сообщил газете "Время МН" источник в
ГК "Росвооружение", "с Пекином есть письменная договоренность о том, что с
нашей стороны никакая информация о ходе переговоров по этой сделке не будет
исходить. Причем это была их инициатива".
Не исключено, что осторожность Китая объясняется тем, что параллельно с Россией
ведутся переговоры с французской фирмой СНЕКМА о возможной закупке
авиадвигателей М.88, которые установлены на истребителе "Рафаль". Однако Парижу
приходится вести переговоры фактически за спиной Евросоюза, который начиная с
июня 1989 года запретил продажу оружия Пекину после небезызвестных событий на
площади Тяньаньмэнь. Эмбарго до сих пор не отменено. В этих условиях шансы
России, являющейся традиционным поставщиков вооружений "поднебесной", выглядят
предпочтительнее. Тем более что с российскими двигателями АЛ-31Ф китайские
военные знакомы не понаслышке. Именно они стоят на ранее проданных им
истребителях Су-27, а также тех, что будут установлены на 200 таких же боевых
машинах, лицензионное производство которых сейчас налаживается в Китае.
Несмотря на приобретение крупных партий современных российских истребителей,
основу парка китайских ВВС (около 5000 самолетов) по-прежнему составляют
безнадежно устаревшие образцы. Изменить ситуацию предполагается за счет
налаживания начиная с 2001 года массового выпуска истребителей четвертого
поколения Ф-10.
Работы по созданию этого самолета начались еще в первой половине 80-х годов.
Предполагалось, что в них примут участие только китайские специалисты. Однако,
столкнувшись с рядом технических проблем, руководство страны решило привлечь к
проекту зарубежные фирмы. Китайская авиастроительная корпорация "Чинду эркрафт
корпорэйшн" заключила контракт с израильскими компаниями, по которому те взяли
на себя ответственность за оснащение нового самолета современным бортовым
радиоэлектронным оборудованием. Несмотря на гневные протесты Вашингтона,
израильские специалисты использовали технологии, разработанные с помощью США в
ходе создания истребителя "Лави" для ВВС Израиля. В качестве силовой установки
было решено использовать двигатель АЛ-31Ф российского производства.
Прототип Ф-10 совершил первый полет 24'марта 1998 года. Судя по отзывам
китайских военных, характеристики нашего "движка" их полностью устраивают.
Однако очевидное стремление китайского руководства получить доступ к новейшим
европейским оборонным технологиям отрицательно отражается на ходе, казалось бы,
предрешенной сделки.