[...}
Восточноевропейские генералы и военные ведомства идут,
правда, на разные ухищрения: пытаются приобрести
запасные части и даже целые авиационные блоки не у
завода-изготовителя, то есть в России, а в тех странах, где
они просто залежались на складах, естественно, без всякого
технического обслуживания и соответствующих гарантий к
использованию. Таким "левым" донором частенько выступает
Украина. Ей многие авиационные агрегаты от МиГ-29
достались бесплатно, их сбыт дает 100% прибыли - даже
значительно заниженная стоимость обеспечивает высокие
барыши. К тому же и ответственности за техническое
сопровождение ровным счетом никакой. Заключающие
контракт генералы также мало чем рискуют (во всяком
случае, не своими жизнями), но по сложившейся неписаной
традиции в сфере военного бизнеса имеют свою долю дохода.
Бесспорно, результаты подобных сделок удовлетворяют их
участников. Но, оказывается, в цивилизованном европейском
обществе они неприемлемы. Представительная техническая
комиссия НАТО, побывав недавно в Словакии, стремящейся к
вступлению в Североатлантический союз, выразила
непонимание в связи с тем, что замена двигателей на
самолетах МиГ-29 была произведена без участия
завода-изготовителя. Ведь для стран НАТО - это нонсенс.
Организация
Объединенной Германии, как известно, в наследство
достались 24 гэдээровских МиГ-29. Специалисты люфтваффе
пришли к выводу, что советские истребители довольно
маневренные, не уступают по ряду параметров американским
F-16, а по затратам на обслуживание требуют в 4-6 раз
средств меньше. Решение переоборудовать МиГ-29 под
стандарты НАТО подтолкнуло немецкую корпорацию ДАЗА к
созданию совместно с россиянами компании МАПС. Эффект
превзошел все ожидания: в ходе учебных боев и различного
рода испытательных тестов переоборудованные МиГи
одерживают верх над своими иностранными конкурентами. И
не только на территории Германии: совсем недавно
превосходство машин, доработанных
МАПСом, засвидетельствовали канадские военные и
инженерно-технические специалисты.
Тем временем МАПС, в котором 50% капитала принадлежит
ДАЗА, 34% - российской самолетостроительной корпорации
"МиГ" и 16% - российской государственной компании
"Росвооружение", принимает решение расширить географию
деятельности. Летом прошлого года три учредителя МАПС
подписывают меморандум о совместной работе в странах
Центральной и Восточной Европы по модернизации и
эксплуатации МиГ-29. Маркетинговую работу берет на себя
ДАЗА, а российская сторона - реализацию проектов.
Примечательно, что россияне и немцы пришли к соглашению
о том, что новый этап сотрудничества необходимо начать с
"чистого листа". Подписанные ими до этого по раздельности
контракты с Румынией по модернизации МиГ-29 были
отозваны. И в конце 1999 г. их заменил уже другой документ.
Сегодня ведутся активные консультации по будущему
межправительственному российско-германскому соглашению
о действиях в Восточной Европе. В марте состоялось его
парафирование, а официальное подписание приурочивается к
одной из международных авиакосмических выставок,
которая планируется летом 2000 г.
В дальнейшем ожидается, что к этому соглашению
присоединяться государства Центральной и Восточной
Европы, заинтересованные в модернизации МиГ-29. Процесс
предвидится весьма сложным и длительным, поскольку и в
Венгрии, и в Польше, и других странах - бывших членах
Варшавского договора немало противников дешевой
модернизации российских МиГ-29 и одновременно
небескорыстных лоббистов приобретения весьма
обременительных для национальных бюджетов американских
F-16.
Продукция
Немецкие специалисты убедились, что МиГ-29 довольно
совершенная боевая машина, и готовы в этом убеждать весь
мир, особенно те страны, которые уже обладают этим
самолетом. Его летный ресурс оказался вполне достаточным.
Наиболее дорогостоящая часть самолета - планер - может
послужить еще 15-20 лет. Необходимые переделки под
современные стандарты не так уж трудоемки и накладны.
Кроме того, самолет становится из простого истребителя
многофункциональным, способным работать не только по
воздушным, но и наземным, а также морским целям.
Предлагается проведение различных вариантов
модернизации, в зависимости от практических задач в бою.
Отсюда варьируется и стоимость работ, а их максимальное
значение не превышает 5 млн. долл. Полный пакет услуг
включает замену бортовой аппаратуры, в том числе
навигационного и связного оборудования, а также систему
управления вооружением. Модернизация самолетов
предполагает и увеличение дальности полета почти до 3 тыс.
км., в связи с чем устанавливаются три дополнительных
топливных бака. Модернизируется и вооружение. На МиГ-29
УБТ, где два члена экипажа, все это позволяет первому
пилоту сосредоточиться на управлении самолетом и
отражении воздушных атак, а второму наиболее полно
использовать авиационные средства поражения для
уничтожения целей на земной и морской поверхности.
На предстоящем международном авиасалоне ИЛА-2000 в
Берлине (6-12 июня) РСК "МиГ", "Росвооружение" и СП МАПС
представят для ознакомления целый спектр вариантов
модернизации МиГ-29, которые способны удовлетворить
любого потенциального заказчика и эксплуатанта. Впрочем,
базовая машина - МиГ-29 - находится не один год на
оснащении боевой авиации и зарекомендовала себя довольно
высоко.
Интересно, что стоимость модернизации МиГ-29 не
превышает 10 процентов стоимости зарубежных аналогов.
Причем российский производитель предлагает новые
модификации МиГ-29 или модернизацию самолетов, уже
состоящих на вооружении, производит постройку или
модернизацию новых самолетов, полностью соответствующую
требованиям инфраструктуры страны-покупателя.
Начальник управления Департамента ВВС госкомпании
"Росвооружение" Кирилл Вертелов заявляет твердо:
"Модернизированный МиГ-29 по критерию
"стоимость-эффективность" превосходит новые европейские
самолеты поколения "четыре +1", а именно: "Еврофайтер",
"Рафаль", "Грипен".
Независимая Газета