В воздухе - российский "стелс"

 

maxim

втянувшийся


Источник: 29.06.00 Известия


"Стелс" не просто самолет. Это один из символов
научно-технического уровня, мощи страны.
"Стелс" - это другая война. Вспомним, насколько
высокомерными, самоуверенными и
безнаказанными предстали миру американцы,
севшие в кабины своих F-117 и B-2...
В Институте теоретической и прикладной
электродинамики РАН мне продемонстрировали
набор "шапок-невидимок", скрывающих самолет от
локатора. Материал одной напоминает жесткую
резину, другой - наоборот, мягкую, третьей -
керамику, четвертой - прозрачную пленку...
- Они надеваются на разные части самолета, -
объясняет директор института,
член-корреспондент РАН Андрей Лагарьков. -
Например, чтобы скрыть фонарь, требуется
прозрачный материал, на сопло мы наносим
специальное жаростойкое покрытие, для
металлических частей - свое.
В чем секрет "невидимки"? Луч локатора,
наткнувшись на самолет, не должен
возвращаться назад. Добиться этого можно
двумя способами: придать летательному аппарату
такую форму, чтобы сигнал радара отражался не
строго в обратном направлении, либо накинуть на
машину те самые поглощающие сигнал "шапки".
Американцы могут себе позволить и первое, и
второе. Летчики, впервые увидев F-117 и B-2 -
совершенно невероятные по облику самолеты, -
заявили, что эти уродины и от земли-то не
оторвутся. Оторвались, но они все же
неустойчивы, плохо маневрируют. К тому же
очень дороги: B-2, например, стоит около
миллиарда долларов.
Наш ВПК пошел своим путем: не ухудшая
аэродинамики машины, достиг эффекта в
основном за счет применения поглощающих
материалов. В них энергия локаторного луча
переводится в тепло. Для этого покрытие
"начиняют" частицами особого состава и формы.
- Этот принцип уменьшения заметности известен
давно, - говорит Лагарьков. - Сегодня многим
странам вполне по силам сделать самолет
невидимым, но только для локатора, работающего
на фиксированной длине волны. Стоит
перестроиться на другую волну, и самолет станет
как на ладони. Поэтому требуется универсальное
покрытие, скрывающее машину при перестройках
радара. А это уже сложнейшая задача на стыке
оптики, материаловедения, радиофизики,
математического моделирования, плазменной
физики.
Наши ученые научились создавать такие
материалы-универсалы. Каждый - своеобразный
многослойный пирог толщиной до нескольких
миллиметров. И для каждого с помощью
компьютерных моделей найден индивидуальный
способ "пришивания" к различным частям
самолета.
Институт теоретической и прикладной
электродинамики в содружестве с корпорацией
"МиГ" при поддержке "Росвооружения"
существенно уменьшил заметность МиГ-21,
поставляемого на мировой рынок. Интенсивные
работы совместно с учеными РАН ведет и ОКБ
Сухого. Достигнутые результаты соответствуют
мировому уровню.
Но абсолютной невидимости добиться
невозможно. Небольшое отражение от самолета
всегда попадает в локатор. Если локатор мощный,
он "засечет" цель (правда, ему потребуется для
этого быть к ней гораздо ближе). Но ПВО
становится практически бессильной, как только
"стелс" применит специальные средства защиты -
скажем, радиопомехи. В этом случае, по словам
Лагарькова, шанс обнаружить, к примеру, МиГ-21
составляет менее 1%.
 

Zeus

Динамик

Видел я на МиГе МиГ-29, обмазанный слоем в 3-5 мм какой-то радиопоглощающей серой дряни. Мало того, под каждый болт в этом слое было раззенковано углубление! Я тогда высказал сомнение, что все это полетит. На что мне ответили, что полетит, но плохо, да и хрен с ним, лишь бы посмотреть...
И животноводство!  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru