Несколько эпизодов из жизни авиаполка «Нормандия - Неман»

Теги:авиация
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
?? Serge Pod #14.06.2000 20:06
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

Над землей саманидов

Несколько эпизодов из жизни авиаполка
«Нормандия - Неман»




Евгений ШАЛЬНЕВ
«Красная звезда»
Душанбе




Су-25 совершил посадку на аэродром Душанбе. Капитан Иван Шлыков, впервые выполнявший самостоятельный вылет на этом типе самолетов, спустился по стремянке на бетонку и доложил командиру об успешном завершении полета. По традиции его тут же подхватили сослуживцы, поднесли к колесу Су-25 и совершили обряд «посвящения». Новоиспеченный пилот «грача» (так авиаторы обычно называют штурмовик Су-25) по той же традиции пригласил их вечером «на рюмку чая».
Это был действительно радостный день в жизни выпускника Армавирского летного училища капитана Ивана Шлыкова. Что значит освоить новый тип самолета да еще в условиях горной местности, знают только специалисты. Такие «звездные мгновения» помнят всю жизнь.
Капитан Шлыков служит в гвардейском Краснознаменном ордена Суворова II степени штурмовом авиационном полку «Нормандия - Неман». Том самом, легендарном… Полк дислоцируется на Дальнем Востоке, в Приморье. А сюда, в Таджикистан, уже 5 лет, периодически заменяя летчиков другого штурмового авиационного полка, прибывает усиленная эскадрилья из полка «Нормандия - Неман».

В небесах мы летали одних…

История полка по-своему уникальна. Летчики сформированного под Хабаровском в июле 1937 года сначала истребительного, а затем истребительно-бомбардировочного полка практически с первых дней войны дрались с асами «Люфтваффе». В марте 1943 года полку присвоено звание гвардейского. Золотой Звезды Героя Советского Союза были удостоены 14 летчиков. Навечно в списки личного состава полка зачислен гражданин Франции Герой Советского Союза старший лейтенант Марсель Лефевр, погибший в одном из воздушных боев. И по сей день жива традиция: на вечерней поверке первым всегда называют его имя. На самолетах первой эскадрильи начертан и отличительный знак «Нормандии - Неман» – стрела со звездой.
Летчики полка поддерживают связи с ветеранами части – россиянами и французами. Кстати, во Франции на базе воевавшей в составе Советской Армии эскадрильи сформировали авиационный полк. Удалось некоторым российским летчикам в начале 90-х побывать там в гостях, полетать на «Миражах».
Французы же приезжают в Приморье чаще, раз в 2-3 года. Привозят подарки, сувениры. Заместитель командира эскадрильи по воспитательной работе майор Олег Кучин рассказал, что в августе прошлого года полк в очередной раз посетила делегация во главе с послом Франции в России. В ее составе было несколько высокопоставленных офицеров и, конечно же, летчики полка «Нормандия - Неман».
Но это было там, на Дальнем Востоке. А здесь, в Таджикистане, эскадрилья усиленного состава авиационного полка находится в составе Коллективных миротворческих сил СНГ. Но параллели напрашиваются сами собой: в годы Великой Отечественной войны наши летчики вместе с французскими воевали против общего врага – немецкого фашизма. Сейчас миру грозит другая опасность – международный терроризм. И российские летчики полка «Нормандия -Неман» защищают южные границы Содружества.




Молодо, да не «зелено»

Командиром «Нормандии» в Душанбе – подполковник Владимир Ломакин, военный летчик 1-го класса. Окончив в 1982 году Харьковское военное училище, он служил в Казахстане, в ГСВГ, на Дальнем Востоке. В Таджикистане уже не первый раз.
Любопытная деталь: в нынешнем году выслуга лет офицера с учетом «льготных» дальневосточных сравняется с его возрастом – 41 год. Поэтому именно подполковник Ломакин как один из самых опытных офицеров делал «крайний» (летчики – народ суеверный, они не любят слово «последний») вылет на «спарке» с капитаном Шлыковым, прежде чем тому доверили самостоятельный полет на Су-25. И, хотя на плечах Ломакина, как и любого другого командира части, груз многочисленных хозяйственных и организационных проблем, он не расстается с небом.
Забот у подполковника Ломакина в самом деле хватает. Сейчас, к примеру, штурмовики временно переселены из благоустроенного общежития на окраину Душанбе. Завтраки, обеды и ужины готовят на улице, в полевой кухне. «Удобства» – тоже на улице. Все это – постоянная головная боль командира. Но главное все же – боевая подготовка. Как рассказал Ломакин, за два месяца в эскадрилье налет достигает более 100 часов – в 3-4 раза больше, чем в родном полку. Это позволяет даже молодым летчикам проводить в небе до 20 часов. Более опытные авиаторы поддерживают навыки, имея налет порядка 10-12 часов.
Внимательно следят летчики за ходом боевых действий в Чечне. Здесь, в Таджикистане, тоже горы, и на границе, в соседнем Афганистане, по-прежнему не спокойно. Просчитывают возможную тактику действий в горах, различные приемы ухода из-под огня средств ПВО, особенно «Стингеров».
Об одном из таких приемов рассказал подполковник Ломакин.
– Су-25 всегда действуют в боевых условиях парой. И, если ведущий и ведомый наносят бомбовый удар почти одновременно, естественно, удар получается мощнее. Но при этом у ведомого ухудшается возможность для индивидуального прицеливания. А, если увеличить дистанцию между ними, ведомый сможет не только точнее прицелиться, но и предупредить ведущего о возможном пуске ракеты. Отбомбившись, ведущий становится ведомым и сам следит за местностью, сообщая напарнику о действиях средств ПВО.
Подобных тактических приемов в арсенале подполковника Ломакина и его подчиненных немало.




Уроки тактики

Начальник отдела авиации КМС СНГ в Таджикистане военный летчик 1-го класса полковник Валерий Гнилорыбов имеет налет более 2.500 часов. Он освоил все типы самолетов истребительной и штурмовой авиации и так отзывается об уровне профессиональной подготовки летчиков полка «Нормандия - Неман».
– Здесь, на Памире, есть свои особенности. Это и бомбометание, и стрельба с большими (до 60 градусов) углами пикирования, и заход на посадку с крутой глиссады, с высоты до 2 тысяч метров. Даже лазерный прицел на Су-25 порой дает сбои: накладываешь на вершину горы прицельную марку, а она скользит по склону, луч уходит - и получается разброс в определении дальности до цели. Марка начинает «гулять» и не позволяет работать в автоматическом режиме прицеливания.
Плюс к этому в Таджикистане довольно часто бывают сложные метеоусловия: снежные заряды, дождь со снегом, низкая облачность…
По словам полковника Гнилорыбова, одной из особенностей аэропорта Душанбе, где дислоцируются «грачи», является то, что он не оборудован современной навигационной аппаратурой для приема самолетов ночью и в сложных метеоусловиях. Но по договоренности с администрацией аэропорта летчики все же летают в сумерках и в первые ночные часы.
…Вернемся, однако, к «звездному часу» капитана Ивана Шлыкова. Почему за последние четыре года это был его первый самостоятельный полет? После училища он освоил МиГ-25, но из-за отсутствия топлива летать на нем практически не пришлось. Потом полк вообще сократили. Офицера перевели в другую часть. Там было еще сложнее – летали только опытные летчики, чтобы поддерживать боеготовность полка. Но и они поднимались в небо крайне редко. Шлыков попросился в Таджикистан, надеясь здесь получить летную практику. Удалось. Кстати, в эскадрилье он такой не один – на очередных полетах «посвящать в летчики» будут еще одного капитана, который оказался в сходных условиях и тоже только здесь, в Таджикистане, после долгого перерыва смог летать.
– Я капитаном уже имел 1-й класс, – рассказывает полковник Валерий Гнилорыбов, – а они только начинают летать. Обидно за ребят. Если эту тенденцию не переломить, когда опытные летчики уйдут по возрасту и состоянию здоровья, летать будет вообще некому.
Обидно летчикам и за другое. «Почему, – спрашивают они, – летчик, постоянно подвергающийся опасности, получает меньше, чем иной клерк в банке? Может быть, новый Президент России ситуацию изменит? Ведь Владимир Путин был первым руководителем такого ранга, поднявшимся в воздухе на «спарке». Мы убедились, что у Владимира Владимировича отличное здоровье – перегрузки в полете возрастают в 5-6 раз. А он, думаем, убедился, как нелегка наша служба. Наверное, и оценивать ее стоит соответствующим образом?»
www.redstar.ru
In knowledge we trust!  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru