КАК ПРОДАТЬ "МОЛНИЮ"?

Теги:космос
 

fast

опытный

Daily "Российская газета" , № 167, Александр РУБЦОВ (29.08.00)
В будущем году НПО "Молния" может оказаться в частных руках. На такой шаг решилось Министерство имущественных отношений, предложившее Правительству продать акции научно-производственного объединения, известного разработками в области многоразовых авиационно-космических технологий.
СОГЛАСНО информации агентства "Интерфакс", Правительство планирует за счет продажи 34,5 процента акций НПО "Молния" выручить 118,5 миллиона рублей; частным инвесторам уже принадлежит 30 процентов акций объединения.






Возможно, эти деньги и спасут бюджет 2001 года. Но то, что для авиакосмической отрасли это сущие копейки, очевидно уже сейчас. Вдобавок, несколько обидно, что жемчужина инженерной мысли оказалась в приватизационном списке рядышком с "крупным хлебокомбинатом в Карелии".

По подсчетам специалистов, в мире ежегодно производится до полусотни коммерческих запусков. В дальнейшем рынок будет увеличиваться на 5-7 процентов в год. Учитывая, что возможности мирового парка космических одноразовых (ракетных) технологий, США жестко ограничивают использование ракет-носителей, стартующих с космодромов России, Казахстана и Китая. Мотив запретов - снизить возможность доступа этих стран к передовым западным технологиям.

Перспективность рынка космических запусков вынуждает практически все индустриальные развитые страны заниматься разработкой проектов ракет-носителей, как одноразовых, так и авиационно-космических систем многократного использования. Последние наиболее предпочтительны, поскольку они вызывают меньше расходов на вывод полезных грузов на околоземную орбиту. Американцы действуют сразу в нескольких направлениях, реализуя проекты как одноразовых ракет-носителей, так и многоразовых систем.

Намерения стать космическим лидером у США самые серьезные. Они уже провели вторые испытания "космической шлюпки" - многоразового семиместного корабля-челнока Икс-38. Этот аппарат призван заменить наш одноразовый космический корабль типа "Союз" при обслуживании строящейся сейчас орбитальной международной космической станции.

Одновременно в аэропорту калифорнийского города Мохаве частная фирма "Ротари Рокет" показала прототип нового многоразового транспортно-космического средства - "Ротон". Этот аппарат, взлетающий как ракета, на Землю возвращается в виде автожира - летательного аппарата со свободно вращающимся винтом. Складной винт находится в носу конической по форме машины.

По расчетам специалистов фирмы, стоимость вывода одного килограмма полезной нагрузки на "Ротоне" должна снизиться до 2200 долларов. И первый полет реального носителя, рассчитанного на 1,62 тонны груза, или на двух человек, фирма обещала устроить уже в этом году. При этом наша нынешняя космонавтика не может снизить цену запуска ниже 4-5 тысяч долларов за килограмм полезной нагрузки.

НАКОНЕЦ, в 1995 году в США был создан транснациональный концерн "Си Лонч лимитед партнершип" ("Морской старт"). У концерна широкие финансовые возможности - проект финансируется 14 транснациональными банками во главе с американским "Чейз кемикл". "Морской старт" использует украинские ракеты "Зенит" и за счет лучших условий запуска и низкой себестоимости составляет ощутимую конкуренцию ракетам, запускаемым с российских космодромов.

Между тем, Россия имеет уникальный шанс обогнать американцев. Многоразовая авиакосмическая система, созданная "Молнией", имеет расчетную себестоимость запуска одного килограмма полезной нагрузки на опорную орбиту до одной тысячи долларов.

К настоящему времени нами создан научно-технический и производственно-конструкторский задел. Для завершения разработки необходимы инвестиции 3-3,5 миллиарда долларов, которые позволят уже через пять лет начать эксплуатационные полеты с последующей окупаемостью в течение 2-3 лет.

Если бы НПО "Молния" смогло найти средства... А деньги теоретически есть. Так, согласно маркетинговым исследованиям компании "Боинг" и совместному анализу, проведенному НАСА и представителями космической промышленности США, рынок коммерческих пусков оценивается в 20-25 миллиардов долларов на ближайшие 10 лет. Почти половина этой суммы будет потрачена на закупку ракет-носителей. Напомним, кстати, что за последние 10 лет ежегодный доход мировой космической промышленности от вывода на орбиты спутников вырос почти в 10 раз (с 508 миллионов долларов в 1987 году и до 4,88 миллиарда долларов в 1998 году).

В прошлом году авиакосмическим комплексом России заинтересовались столичные власти. Тем более, что главные предприятия и организации комплекса расположены в Москве и Подмосковье. Работа над проектом может загрузить заказами тридцать столичных НИИ, столько же ведущих конструкторских бюро. Кроме того, Тушинский машиностроительный, Раменский механический, Балашихинский металлургический, Московский электродный заводы. Заказы достанутся и "МиГу", и вертолетному КБ имени Камова, и всем космическим предприятиям. Считается, что, в целом, реализация программы даст около 417 тысяч рабочих мест.

Если какому-либо отечественному инвестору удастся найти деньги на выкуп выставляемых на торги акций "Молнии", то, возможно, страна не лишится космического козыря. В любом случае, кому бы ни принадлежала сама "Молния", государству неразумно бросать космическое будущее России на произвол судьбы.


 
+
-
edit
 

BACKFIRE

новичок
Это что же - НПО "Молния" оценили всего в 12 млн. долларов ?
 
?? Alecsandro #31.08.2000 01:19
+
-
edit
 

Alecsandro
Серокой

координатор
★★★
А как же система МАКС? Промелькнула инфа, что он стал финансироваться... :(
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru