Нда, народ, забрели вы от топика…
Предлагаю провести разговор более конструктивно. Сам я человек, разбирающийся в авиации слишком узко и однобоко – понятия не имею об особенностях радиолокационного обнаружения, об оптимальной тактике ведения дальнего воздушного боя, об особенностях работы БРЭО и т.п. Единственное, в чем я разбираюсь – это то, как самолет летает. В просторечии динамика полета, аэродинамические характеристики ЛА, характеристики устойчивости и управляемости и алгоритмы работы систем управления. Не густо, но все же
Итак, буду говорить о том, в чем понимаю. А именно о сравнении самолетов четвертого поколения с точки зрения ведения ближнего воздушного боя и, так сказать, с точки зрения «общесамолетных» характеристик. Для начала я предлагаю просто согласовать перечень параметров, по которым будем оценивать самолеты. Я не могу дать инфу по всем машинам, поэтому прошу подключаться активнее
Собственно, почему я начал с перечня параметров. В конфах, форумах и печати очень часто встречаются ошибочные критерии, по которым оценивают самолет. Например, очень любят говорить об «эффекте предкрылка» ПГО, адаптивных носках, углах атаки и т.п., воспринимая эти вещи как обеспечивающие полное превосходство. Все-таки, давайте будем более корректными.
Итак, какие же параметры самолета влияют на ведение ближнего маневренного боя?
1. Тяговооруженность. Определяется как отношение полной форсажной тяги к нормальному взлетному весу. Определяет возможность выполнения вертикальных маневров на малых скоростях и разгонные характеристики. Ну и скороподъемность, естественно. Давайте сразу договоримся, что тягу двигателя будем брать более-менее реальную, а не написанную в рекламных проспектах. Там указана СТЕНДОВАЯ тяга, то есть на нулевой высоте, нулевой скорости, в стандартных атмосферных условиях, без отбора мощности на самолетные системы и с ИДЕАЛЬНЫМ воздухозаборником. Обычные потери тяги при установке на самолет составляют порядка 20%.
2. Нагрузка на крыло. Представляет собой отношение веса к площади крыла. Характеризует «летучесть» самолета, то есть выполнение разворотов, взлетно-посадочные характеристики, подверженность турбулентности.
3. Допустимый Cy, то есть коэффициент подъемной силы. Определяет минимальные радиусы разворота в горизонтальной и вертикальной плоскости, минимальную скорость полета.
4. Cx, то есть коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъемной силе. Определяет разгонные характеристики.
5. Аэродинамическое качество на умеренных и больших углах атаки. Представляет собой отношение подъемной силы к сопротивлению. Определяет возможность длительного выполнения маневра на этих углах атаки. В частности, определяет характеристики предельного по тяге установившегося виража.
6. Предельный угол атаки. Определяет возможность выполнения кратковременных форсированных разворотов с потерей энергии (не обязательно, но как правило).
7. Располагаемые перегрузки. Определяют возможности ведения боя на больших скоростях. По сути, это просто ограничение допустимого Су в зависимости от ПРИБОРНОЙ скорости, текущего веса и числа М полета.
Вроде как все. Естественно, определения приближенные, прошу не придираться к словам. И, опять же естественно, на характеристики полета влияет не одна, а совокупность описанных величин.
Все остальное, что говорят о самолете, надо рассматривать лишь как характеристику, влияющую на величины, описанные выше. А уж по совокупности приведенных величин уже можно более-менее корректно судить о возможностях ведения БВБ данным самолетом. Ну и пилотажа, естественно
)
Ну что, в таком ключе общаться бум? Хотелось бы все-таки выяснить, кто у нас самый-самый для начала в БВБ. А потом уж и про остальное можно, но уже без меня
)
С уважением, SukhoiRU.