Американцы открыли электронный военторг

Теги:армия
 

fast

опытный

Торговать оружием через Интернет - надежно и выгодно


Александр ЛЕВАКОВ
На что военные тратят деньги? Смотря где. В Америке только 30% военного бюждета уходит непосредственно на нужды войск, а остальное поглощает аппарат управления. В борьбе с непобедимой бюрократией мощным оружием стал Интернет: система электронной торгвли EMALL, внедренная Пентагоном, радикально сокращает эти "непроизводительные" военные расходы.


Сокращение не в ущерб обороноспособности

За период с 1989 по 2000 гг. в военном ведомстве США было сокращено в общей сложности около 410 тысяч из 1117 тысяч служащих (37%). По оценкам Пентагона к 2005 г. свыше 120 тысяч (50%) специалистов, занятых в программах заказов, закупок и поставок военной техники и имущества для вооруженных сил США, достигнут пенсионного возраста и могут быть уволены. Под угрозу будут поставлены сотни долгосрочных военных программ. Как следствие американцы просто вынуждены все внедрять информационные технологии в военно-промышленный бизнес.

Еще три года назад Пентагон объявил программу создания единой системы электронной торговли EMALL с целью организовать процесс закупки вооружений и предметов материально-технического снабжения войск через Интернет. Для реализации этой программы в Агентстве материально-технического снабжения (DLA) было создано управление электронной коммерции (JECPO). Это при том, что система тылового снабжения ВС США и так является самой передовой в мире: еще 10 лет назад, во время "войны в заливе", заказы на поставку вышедшей из строя техники выполнялись в течение нескольких часов.

Благодаря электронной торговле можно будет сократить от 30 до 40 промежуточных этапов закупки вооружений, сведя их не более чем к 10 операциям, которые сотрудники могут выполнить, не вставая из-за компьютера. Если в классической "бумажной" технологии при закупке вооружений на сумму $1000 от $300 до $400 поглощают административные расходы, то в электронной системе эти расходы составят всего $4. Заодно отменяется процедура оформления заказа, которая обычно занимала 1-3 месяца бюрократических согласований.

Вот пример: ежегодная экономия от использования системы электронной торговли в ВМС США составит до $9 млн. Командование ВМС намерено ежегодно вкладывать $20 млн в электронную торговлю. Уже создано и действует специализированное подразделение "электронных брокеров".


Новые технологии - новые угрозы

Однако у электронной торговли есть и свои минусы, о которых следует помнить. Это, разумеется, проблемы безопасности. Пентагон почему-то привлекает хакеров, как мед мух. В 1999 г. было отмечено всего около 22 тыс. попыток проникновения и снятия информации с систем Пентагона, а в 2000 г. уже около 30 тыс.

Пентагон проводит полномасштабную замену личных номеров военного и гражданского персонала с использованием смарт-карт. Каждая такая карта стоимостью $6 имеет микросхему с аппаратной реализацией криптографического алгоритма, индивидуальный магнитный и штрих-код владельца. В период с 2000 по 2005 г. ВМС как головная организация этой программы получит $145 млн для закупки электронных карт, компьютеров, программного обеспечения и электронных замков для установки на 800 военных объектах по всему миру.

EMALL создается как интернет-портал, который связывает сайты министерства обороны и коммерческих фирм-производителей, что обеспечивает пользователям свободный доступ к предметам военных поставок посредством электронных каталогов и электронных биржевых операций. Например, если снабженцы сухопутных войск закажут Compaq новые компьютеры для свои солдат, то моряки и летчики могут присоединиться к их заявке или найти более выгодное предложение у IBM.


XML забрали в армию

В качестве стандарта представления информации в системе электронной торговли выбран вполне "штатский" формат XML, допускающий структурированное представление данных для доступа через Интернет по протоколу HTTP. По каждому товару (продукту) будут представлены данные о фирме-производителе, стране, универсальный штрих-код, вес, габариты, цена и др.

В 2000 г. в системе EMALL было зафиксировано свыше 5 миллионов наименований товаров и услуг, которые были задействованы по операциям купли-продажи в общей сложности на сумму $80 млн. В 2001 г. каталоги баз данных электронной торговли МО США должны расширится до 12 млн наименований, а объем торговых сделок по военным программам достигнет $143 млн. В настоящее время в EMALL зарегистрированы около 175 тыс. фирм-производителей, заинтересованных в работе по военным контрактам.

Некоторые фирмы уже начали создавать собственные "военные" интернет-порталы. Например, ведущие аэрокосмические компании Boeing, Lockheed, BAE Systems совместно учредили Exostar Inc., которой поручено вести работы по созданию электронного рынка для ведения безопасных торговых операций в этой ведущей области военной промышленности. В целях обеспечения информационной безопасности будет использоваться специальный протокол WebCITIS фирмы Raytheon, который уже используется в 21 правительственном учреждении для безопасной передачи служебной информации по общедоступным сетям.

Параллельно с развитием системы электронной торговли Пентагон внедряет передовые информационные технологии непосредственно в систему приобретения вооружений по военным контрактам, которых сегодня насчитывается примерно 332 500 на общую сумму $852 млрд. За пять лет было оборудовано свыше 20 000 удаленных терминалов автоматизированной системы военных контрактов (SPS). Минимальная конфигурация оборудования по-армейски аскетична: рабочая станция Pentium II с оперативной памятью 32 MB. К 2003 г. система должна охватить 43 000 пользователей в 1100 районах земного шара. По данным за 2000 г., Пентагон осуществил закупку на $32 млрд товаров и услуг с помощью системы SPS. Когда система будет полностью развернута и интегрирована в Интернет, американские военные станут ежегодно экономить до $1,4 млрд на закупках по военным контрактам.

Как видим, опыт Пентагона весьма поучителен. Он наглядно демонстрирует резерв если не сокращения наших военных расходов (в России они и так минимальны), то уж во всяком случае более эффективного их использования.

IZVESTIA
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru