Гм. Все эти цитаты конечно хорошо, но
Вспомните японцев. Сплошные бои на виражах.
Дальше по цитатам.
Polar>На горизонтальном маневре бой можно только проиграть.
Я не понял. А если ситуация, когда двое виражат из послежнего... один проиграл, а второй на виражах что? Тоже проиграл?
Вообщем в этой фразе один пафос.
Polar>Нет, конечно, воздушные бои выигрывались и так. Примеры этого знакомы всем. Но это те самые исключения, подтверждающие правила.
Гм. имхо вы не знаете (как и я) статистики, какой бой
предпочитали наши на И-16, на И-153, на Як-3... А не то, что немци им навязавали.
Polar>А потому, мой друг, что горизонтальный маневр – энергозатратный, как, впрочем, и вертикальный.
Ух, как все просто. Это смотря какой маневр. Если Хаммерхед или рансверсман или другие "качельные" вертикалки - да они не затратны, но жутко долгие. Дальше покажу к чему это приводит.
Polar>потеря скорости (кинетической энергии) при вертикальном маневре компенсируется приращением высоты (потенциальной энергии).
А чем компенсируется поворот самолета в вертикальной плоскости? Кстати это приводит к оооочень неприятному моменту - зависанию (до сваливания) в верхней точке энергичного момента.
Polar>Проблема в том, что наступает момент, когда в результате такого маневрирования скорость падает ниже эволютивной, то есть выполнение любого маневра приводит к сваливанию со всеми отсюда вытекающими последствиями.
Обычно летчики это хорошо чувствуют и держат скорость на пределе... Кстати максимальная угловая скорость достигается на большей скорости, чем эвольвентная... Во всяком случае сваливание на виражах - удел новичков. Да еще один момент - учтите что самолеты виражат не по кругам, а по достаточно сложным фигурам - за счет этого можно перевиражиться и более маневренный самолет (на это уже суперкласс). Например лучший пилот ФХ меня (на 9-ом спите) однажды перекрутил (реально, ыбло 3 или 4 полных оборота) на 190... Воот
Polar>Эти игры заканчиваются тем, что ваш самолет оказывается на минимальной высоте со скоростью ниже эволютивной. Противник же, которому было достаточно элементарными повторяющимися маневрами в вертикальной плоскости заставить вас постоянно выполнять маневры уклонения и оказаться без скорости и высоты, и сохранивший свой начальный уровень энергии за счет маневрирования на вертикалях, далее просто реализует свое преимущество…
Зашибись... Странная тактика уклонения. На самом деле вот эта тактика - горизонталь против вертикали очень утомительна и провоцирует на ошибки... И вообще плоха.
Горизонталь должна применяться против горизонтали. От вертикальных бум&зумеров существует свои более эффективные маневры чем становление (горизонтальным разворотом) поперек закомпрешенного 109
Это размазанная бочка (сверэффективно и очень сложно) обратные полупетли (реально - тот крутит бум и зумерские "качели" с например хаммерхедами наверху, ты - вертикальные восмерки, уходя с переворота вниз как раз когда он начинает цже рудеррами целиться).
1х1 в Вб например можно (спит-5 вс 109Ф-4) до потери пульса крутиться - по 20 минут у меня точно было... ПРичем против очень хорошего пилота.
>"Так продолжалось несколько раз, пока у меня окончательно не закончились патроны. Немец сразу понял это и, сбавив скорость, следует за мной по пятам. Он целится наверняка. Высота небольшая и уйти вниз у меня уже нет шансов..."
А вот тут И-153 имеет
решающее преимущество (кто там был - эмиль или фридрих?) в горизонтальном маневре. Я читал воспоминание немцев, что "крыса" умудрялась подпускать их на 800-1000 м. и разворачиваясь на 180 ходить в H2H (что достаточно эффективно и пожалуй единственная тактика на И-16 против 109)
>"Еще раз пытаюсь на глубоком вираже ускользнуть от "мессера", но немец упредил меня и бьет из всех стволов."
А это похоже на неудачную тактику и отсутсвие опыта. Иначе бы
такой ситуации не было бы.
Polar>Немецкие летчики не ведут бой на виражах, так как знают, что становящийся в вираж теряет инициативу в бою, отдавая ее тому, кто ведет бой на вертикальном маневре.
ХА! Я знаю, обсуждали это. Тут слишком много факторов, что бы говорить так прямо. И самолеты под это заточены, и тактика идеальная для тех ситуаций, которые главенствуют в первые годы ВОВ... Если бы еще 109, а лучше 110
становились в вираж... Так нет - БОЯТСЯ! В том-то вся и штука...
Потом представим такую ситуацию 109ф заходит И-16 в вертикали сзади сверху. За 1500-1800 м его замичает Ишак. Что можно препринять ишаку, как принимающему навязанную инциативу
1. Выгадать и уйти в вираж. Можно подгадать так, что бы развернуться за 500-600 метров, когда фриц еще не бросит все и уйдет вверх (атака не удалась) а будет стараться дожать (рудером тримеррами, в конце концов креном - но уж очень хочеться, это психология) и выйти в h2h... если хорошо стреляешь - смерть фрицу, с его 2 отвратительными MG-FF/1 Mg-151/15.
2. Можно уйти с переворотом вниз. Легко уклоняешься, а фрицу, что бы выйти из патовой ситуации придется активно маневрировать, подставляться... Он уйдет или попроюует еще раз зайти с где-то 2 км...
3. Левый боевой разворот... Вот ваши вертикали? И что получаем - зависший в верхней точке с минимальным Е - спокойно расстреливаемый немцем.
ЧТо получаем из анализа? Вертикалер действительно навязывает инциативу? НИ-ФИ-ГА. Мы забыли что у нас фриц выше или быстрее (с бОльшим Е) Было бы дело с равными Е - т.е. фриц в левеле догоняет ишака - мы еще бы показали бы на горизонталях! Ха! Но он же уйдет в климб, это и ежу ясно... Опять же - боиться горизонталей.
Вобщем из этого сумбура видно что ситуция далеко не так проста. Хорошему пилоту совсем не важно какие маневры использовать, он делает это сообразно положительным сторонам своего самолета... Вроде бы бред - на 190 вставать в вираж с Спит-9? Однако сбили...
Итак выводы - если вы обладаете одинаковой энергией - все равно чем пользоваться, главное импользовать выгодные характеристики твоей боевой птицы.
Ну и плюс надо вспомнить что тактика бум&зума - самая безопасная (а именно ее и имеют в виду под "вертикальным маневром", настоящие бои на вертикалях требуют гораздо большего мастерства и более опасны). Что немаловажно.
Сам Б-17 - ничего особенного. А вот в косяке они сильны... Но немцы тоже не лыком шиты - Таран-группы вроде достаточно эффективно действовали. Реально это вопрос численности... Если бы колону все время резали бы 10-12 тарангрупп, то через 3-4 часа (т.е. время от окончания набора высоты до начала ее сброса) от нее бы рожки да ножки остались бы... Напомню, что понастоящему эффективными бомбардировки стали с введением (имхо) истребителей сопровождения + турелей Бендикс (быстрых).
Кстати я читал о проекте реактивного истребителя (из цикла Люфт-46) заточенном специально под бомберкиллинг... Монстр просто... На нем имхо можно было бы пл 4-5 киллов и по 10-15 ассистов привозить за раз домой...