RD>>Но как минимум, гигабакса точно не хватит на создание постоянной или временной лунной базы. Плюс вспомните эксплуатационные расходы, требуемые на жизнеобеспечение и ротацию персонала. Плюс выплаты по страховкам, если произойдут несчастные случаи. Плюс необходимость персонала для нужд самих людей (как минимум врачей) .
CaRRibeaN> На другой стороне весов - не решенный вопрос о рем пригодности роботами всяческих агрегатов, удорожание их и ремонта в связи с ограниченной функциональностью. Плюс создание самих подобных роботов под вопросом - почему-то даже там где присутствие человека дорого все равно гоняют, например шаттлы. Никто не думает о создании спутника, который сможет отремонтировать Хаблл.
Естественно, для ремонта единичных уникальных изделий, ни о какой автоматизации ремонта и речи быть не может. Тем более, ремонты HST даже не ежегодны.
А у нас же обоснование необходимости постоянного присутствия обслуживающего персонала – невозможность оставить работать добывающий комплекс без постоянного присутствия человека. Что ж, я готов допустить, что если бы удалось обойтись достаточно редкими экспедициями посещения для ремонта (ну, не знаю, допустим, раз в год, полгода), то и создание ремонтных роботов было бы необоснованно. Но нет же, вопрос ставится о необходимости
постоянного контроля, причем не для уникальных изделий, а для промышленных установок, которые должны достаточно часто выходить из строя.
И ставя задачу по автоматизации ремонтных работ таких установок совсем не обязательна возможность 100 % ремонта. Главное убрать необходимость постоянного человеческого присутствия на месте. Вполне возможно часть работ по ремонту оставить периодически прилетающей бригаде
высококвалицированных ремонтников.
При создании добывающего комплекса важным вопросом будет его ремонтопригодность. Можно же создать конструкцию, ремонт которой будет весьма затруднен, в том числе и для людей.
Тут же ставится задача о совместимости ремонтников и объекта для ремонта. Мало того что конструкция должна быть модульной, она должна быть приспособлена для автоматической диагностики и контроля и технологически приспособленной к автоматизированному ремонту (технологические отверстия и т.д.)
Совсем нет необходимости манипулятором прозванивать схему, достаточно контрольные точки вывести на разъем. А вот анализ полученных диагностических данных или, по меньшей мере, контроль мог бы осуществлять земной оператор. Фактически в большей степени задача ремонтного робота – это проведение сборочно-разборочных работ в полевых условиях, а в этих условиях работа рашпилем говорит только о плохом качестве изделия.
CaRRibeaN> Понятное дело, что робот более прост функционально, но это всегда оборачивается потерей гибкости.
А гибкость возмещается земным оператором. Он составит программу ремонта, а робот ее осуществит. Или вы хотите сказать, что возможны ситуации, когда робот не сможет физически справиться с ремонтом? Если процент этих ситуаций будет невелик, то они решаются несколькими путями. Во-первых, повышение надежности. Этим надо заниматься всегда. Во-вторых, просто замена непригодных для ремонта элементов. В-третьих, если это будет оправданно и нечасто – выездная ремонтная бригада.
CaRRibeaN> Что вы за фигню порите, уважаемый, у вас отвертки летают и сами позиционируються в нужные положения - без всяких дальнометрических приборов, позиционирующей механики?
Извиняюсь, я хотел сказать захватов. Манипулятор для позиционирования нужен, но инструмент – это исполнительное устройство манипулятора, а не отдельный агрегат.
CaRRibeaN> Ок, задача - некий механизм, собранный на болтах (например, реактивный двигатель), штук 200 болтовых и винтовых соединений.
Для начала, вряд ли реактивный двигатель потребуется ремонтировать.
Но собственно для операции откручивания/закручивания потребуется 2 степени свободы для ИУ – зафиксировать деталь и вращение. Причем захват заменит целый набор ключей. И порядка 5 для позиционирования ИУ.
CaRRibeaN> а) Какой манипулятор понадобится, чтобы разобрать подобное устройство, со сколькими степенями свободы
Я думаю, подобный манипулятор, с требуемой точностью позиционирования создать не проблема. Подобные задачи, только сборки в стационарных условиях занимаются промышленные роботы.
CaRRibeaN> б) Какое существующее оборудование можно приспособить в двух случаях
б.1 Автоматическая разборка с распознаванием образов
В общем то, большинство, если не все данные известны. Задача – перемещение к неисправному механизму по известной территории. Сборка/разборка известного устройства с заменой при этом неисправного модуля(детали). Это при небольшом ремонте. Вполне возможно решать задачу и без автономных мобильных роботов ремонтников. Создается стационарная ремонтная площадка для известных устройств. Неисправные добывающие роботы или собственным ходом или принудительно эвакуируются на эту площадку. Преимущества – все необходимое, как говорится под рукой. Недостаток – в случае неисправности самой площадки требуется прилет специалистов. Все же автономные мобильные ремонтники в перспективе лучше.
CaRRibeaN> Очень просто - манипулятор которым можно делать все виды работ будет никак не проще чем мех. Рука
Рукой тоже не все виды работ можно выполнить и у человека не одна рука. Совсем необязательно считать, что автономный робот-ремонтник – это мобильный манипулятор. У него тоже могут быть дополнительные устройства для фиксации деталей и для специализированных работ.
CaRRibeaN> Еще один примерчик - все работы манипуляторами выполняются всегда в разы медленнее чем руками.
Ну да? Я не думаю, что работа обычной отверткой или гаечным ключом окажется быстрее выполнения такой же операции роботом.
CaRRibeaN> Ну и наконец конкретика - допустим у нас что-то сломалось в электроприводе, большом электроприводе - киловатт на 100. Контрольный вопрос сколько нам понадобиться групп манипуляторов для работы с ним? Я говорю что как минимум 4.
Плохо, что вакуумные захваты принципиально непригодны в тех условиях.
Ну, а даже если 4, то чем это плохо? Человек тоже не справится без дополнительных приспособлений. К тому же напомню, разработка самого ремонтируемого устройства должна вестись с учетом его будущего ремонта.