По-настоящему эффективные - ферроценовые производные. Ферроцен (C
10H
10Fe) - это атом железа, связанный донорно-акцепторными связями с двумя пятичленными кольцами. Ароматическая структура, поэтому 5 электронов пяти атомов образуют общее облако, избыточное кстати. Вот оно и цепляется к железу на свободные уровни и держит его в активном виде.
Ферроцен - твердое, летучее в-во, но, скажем, этил или бутилферроцен - уже жидкие. И самое главное - они пластифицируют связку. Тоесть, их можно вводить вместо масла в довольно приличных колличествах. Вот поэтому и можно раза в два поднимать скорость горения базового состава без существенного уходшения импульса и с сохранением текучести (а значит - технологичности) массы.
Конечно, алкилферроцены на дороге не валяются.
Поэтому можно использовать соединения переходных металлов - Fe, Ni, Cr, а также Cu. Чаще всего используют оксиды, хотя в одной из рецептур мы использовали 2...5% K
2Cr
2O
7.
И наоборот - хлориды щелочных металлов снижают скорость горения.
Радикально повысить скорость горения можно заменой части или всего аммониевого перхлората перхлоратом калия или даже магния. Тем более, что они тоже катализируются переходными металлами, правда, не так сильно, как перхлорат аммония. Но горят-то они быстрее!
Но! Если с перхлоратом калия работа даже упрощается (но пректически негигроскопичен), то с использованием перхлората магния - большие проблемы. Он глотает воду хуже силикагеля. Недаром в химической практике он известен под торговым именем "ангидрон".
Есть еще один способ регулировать скорость горения топлива. Это - изменение гранулометрического состава окислителя и/или металлического горючего. Тоже довольно сильная зависимость - можно раза в полтора туда-сюда скорость менять.
Ну, и естественно, ничего не мешает скомбинировать эти приемы.
А, чуть не забыл еще одного, пожалуй, самого действенного и своеобразного -
анизотропное увеличение теплопроводности.
Скажем, в форму заряда протягивают по оси проволочку. Лучше серебрянную, порядка 0.1 mm. Потом заливают топливную массу. Естественно, заряд торцевого горения.
Так вот, если умудриться не порвать проволочку, то скорость горения вдоль проволочки увеличивается раза в 4. И вместо плоского фронта горения, образуется конусный. Перемещающийся по оси заряда со скоростью в 4 раза выше базовой.
Думаете, что это фантастика? Отнюдь, все советские/российские ПЗРК именно на таких проволочках работают. И не одна, а 6 штук, по среднему радиусу.
Правда, заряд имеет еще и оголенную часть, да и 2 пропила бронировки. Короче, считать текущую поверхность горения заряда - это интелектуальное остросюжетное приключение

Это - последнее средство; применяется только в сочетании с тремя предыдущими!!!