Пока База слегка лежала на боку порыскал я по сайту высокочтимого научного учреждения имени академика Келдыша, и вот, что нарыскал:
Во первых ГИБРИДНИКИ
"Гибридный ракетный двигатель
В Центре Келдыша ведутся работы по гибридным ракетным двигателям (ГРД), обладающим практически всеми достоинствами современных ЖРД и РДТТ. Они работают на твердом горючем и жидком или газообразном окислителе. По своим удельным энергомассовым характеристикам ГРД занимают промежуточное положение между ЖРД на криогенных топливах и РДТТ.
Центр Келдыша исследует рабочие процессы и стойкость теплозащитных материалов в гибридных двигателях. Разработан и изготовлен демонстрационный образец двигателя тягой 20 кН.
В Центре Келдыша заложены основы проектирования ГРД и определены области их применения:
· мобильные ракетно-космические комплексы легкого класса;
· стартовые ускорители;
· разгонный блок, обеспечивающий выведение КА с радиационными отходами на радиационно безопасную орбиту вокруг Солнца;
· транспортно-техническое обслуживание космических объектов с использованием многоразовых межорбитальных буксиров.
ГРД обеспечивают:
· простоту конструкции и низкую стоимость доставки полезного груза на опорную орбиту (на 20...40 % ниже, чем при использовании существующих ракетных двигателей);
· экологическую чистоту компонентов продуктов сгорания;
· безопасность изготовления, обслуживания и эксплуатации, взрывобезопасность, гарантирующие предотвращение разрушения стартовых комплексов;
· высокую надежность;"
Обратите внимание - ...простоту конструкции..безопасность изготовления...высокую надежность
Во вторых, если кто помнит, я предлагал измерять параметры двигателей дистанционно, методом фотометрии:
Спектрофотометрический метод диагностики жидкостных ракетных двигателей
В настоящее время существует достаточно много методов диагностики узлов и агрегатов жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Суть этих методов заключается в измерении основных параметров двигателей в процессе испытаний с помощью установки на агрегаты ЖРД измерительной аппаратуры (датчики давления, температуры, расходов, вибраций и т.д.), что усложняет проведение испытаний за счет внесения различных доработок в узлы и агрегаты двигателя и в ряде случаев недопустимо из-за возможного изменения характеристик двигателя.
Метод диагностики ЖРД по спектру излучения факела имеет очевидные преимущества перед традиционными. Во-первых, этот метод не требует никаких доработок двигательной установки. Во-вторых, ввиду малой инерционности он позволяет получать информацию в реальном масштабе времени и, в случае необходимости, принимать соответствующие меры. В-третьих, этот метод позволяет судить об эрозии деталей и узлов ЖРД по спектральным линиям излучения металлов, которые не могут быть определены другими методами. Мониторинг уноса материалов крайне важен не только для оценки ресурса различных элементов ЖРД, но и, в первую очередь, для задачи предотвращения возгорания.
Идея определения содержания различных химических элементов в истекающей струе рабочих газов по спектру излучения факела и использования этих данных для диагностики ЖРД получила развитие в последние годы.
А ведь все смеялись - а я оказывается, что твой Михайло Ломоносов-Давинчи
С уважением, Ник