Как это можно жидким водородом подшипники смазывать?

Теги:космос
 

astro

новичок
Читал я Apollo 15 Flight Journal, и дочитался до места где сказано, что подшипники в турбонасосном агрегате в J-1 смазывались тем же самым жидким водородом, который он перекачивал. Объясните, пожалуста, "заржавленному электрику", насколько жидкий водород подходит для этой цели?
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Ответ очень простой - как бы он плохо не подходил, нечем больше смазывать, кроме как перекачиваемым компонентом. Во всех насосах, не только в водородных смазывают тем, что качают.
Качают азотку - смазывают азоткой.
Если насос кислородный - жидким кислородом. И т.п.
С водородом вопрос еще вот такой стоит - а какая жидкость останется жидкой при температуре жидкоко водорода? Нет таких смазок.

Смазывание и уплотнение ТНА - это песня :wink: Кстати, работают они на гидродинамическом режиме, металл об металл на рабочих скоростях не соприкасается.
 
Я вот подумал - а в вакуумных чем смазывают? :smile:
 

astro

новичок
varban>Смазывание и уплотнение ТНА - это песня :wink: Да да, а как это там их уплотняют, что за сальники ставят. Или же, учитывая что ТНА работает ограниченное время, не сильно и уплотняют.
 

Fakas

опытный

varban>Ответ очень простой - как бы он плохо не подходил, нечем больше смазывать, кроме как перекачиваемым компонентом. Во всех насосах, не только в водородных смазывают тем, что качают.
Даже не столько смазывают, сколько охлаждают. Сами подумайте, подшипники качения. Ресурс изначально маленький (120 с хватает :smile: ). Подшипники там навороченнейшие, несерийные.Там проблема не смазка, а охлаждение. Все остальное верно :smile: .
varban>Смазывание и уплотнение ТНА - это песня :wink: Эт точно. Чертеж ТНА самый тяжелый был во время учебы :smile: . Но вбивает понятия намертво. Работал я в подшипниковой конторе. Приходит тетка-снабженец. Ребята, надо такой вот размер, такой несущей способности, что б 20 000 об. держал. А в которе сплошь ЖРД-исты. И у всех маячек в мозгах — обороты слишком высокие, серийные не пойдут. Вобщем убеждали ее долго но убедили, что надо заказные искать. А то там видно Институте Низких температур хлопцы турбодетандер спроектировали, а подумать какой подшипник такие обороты выдержит ума не хватило. У них раванет, а мы виноваты будем...
varban>Кстати, работают они на гидродинамическом режиме, металл об металл на рабочих скоростях не соприкасается.
А вот тут ты Варбан загнул :smile: . Во время моей учебы гидродинамические и гидростатические подшипники (кстати, кто то ответит в чем разница :smile: ?), равно как и на магнитном подвесе считались перспективной, но эзотикой. Так что стоят там подшипники качение. Не совсем обычные, но качения.
Sapienti sat !  

TEvg

аксакал

админ. бан
>Я вот подумал - а в вакуумных чем смазывают?

А в вакуумных смазывают жидким вакуумом. Вакуум сжижается в зоне подшипников, а потом опять испаряется. Если только конечно насос не предназначен для перекачки уже жидкого вакуума. Для жидкого конструкция значительно упрощается.
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
>>>Я вот подумал - а в вакуумных чем смазывают?

Таких, что ли?

http://airbase.ru/users/varban/files/468x468/vacupump.png [image link error]

TEvg>>А в вакуумных смазывают жидким вакуумом.

au>Маргинальные шутки почему-то "не возбуждают" :smile: Я серьёзно спросил.

Э, вакуумные насосы не такие высокооборотные. Но TEvg не прав на корню :smile: У смазок для вакуумнасосов есть совершенно особые требования.
Самое главное из них - не "лететь" в вакууме и при повышенных температурах.

Дальше будем говорить о самых распространенных вакуумнасосах - пластинчатых. (см. выше).
Для них используют два типа смазки - или углеводородные, или силоксановые (aka силиконовые). Обе не летят заметно при температурах 100...150 градусов и остаточном давление 0.01 mm Hg.
Вообще наладка этих насосов - отдельная песня. Дабы не разводить оффтопик, если интересует профессионально, задавай вопросы в научном. Поскольку эти насосы чаще всего в лабораториях встречаются :wink:
 
+
-
edit
 

140466
140466(aka Нумер)

опытный

Вот буквально на днях папа расказывал историю, как строители раекторов для подводных лодок насосы для молокозавода делали. Дело в том, что отец мужа моей тёти там работает, он папе и рассказал всё. Короче сделали так, что крыльчатка (или что там у них качало молоко?)при работе "подвешивалась потоком молока. Врезультате, она не соприкасалась с металлом и почти не изнашивался.
Всё невозможное возможно, если этого захотеть. ;)  
>>Я вот подумал - а в вакуумных чем смазывают?
TEvg>А в вакуумных смазывают жидким вакуумом.

Маргинальные шутки почему-то "не возбуждают" :smile: Я серьёзно спросил.
 

TEvg

аксакал

админ. бан
>Я серьёзно спросил.

Литолом.
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
varban>>Кстати, работают они на гидродинамическом режиме, металл об металл на рабочих скоростях не соприкасается.
Fakas>А вот тут ты Варбан загнул :smile: .

Может и загнул - спутал уплотнения с подшипником. Они-то точно бесконтактные :wink: Fakas> Во время моей учебы гидродинамические и гидростатические подшипники (кстати, кто то ответит в чем разница :smile: ?)

В гидростатическом подшипнике скольжения нагнетают жидкость в особых каналах втулки и вал не соприкасается с металлом даже при низких оборотах или при останове.

В гидродинамическом подшипнике этим занимается сам подшипник. Пара втулка-вал работает насосиком :wink: Жидкость захватывается валом и нагнетается в узком клине между втулкой и валом же. Пока обороты недостаточны, подшипник работает на трение м/у валом и втулкой и/или на сорбированной плёнке смазки на обе поверхности. Но когда скорость вращения станет больше определенной величины (она-то и определяется в проверочном расчете), то вал как бы "всплывает" на пленку жидкости. И трение резко уменьшается. Условие тут простое - иметь вдоволь жидкости и не оставлять пару на голодном пайке, иначе на повышенных оборотах произойдет "зацеп" и выделится тепло :frown:
 
RU Diadia_Sidor #13.12.2001 08:46
+
-
edit
 

Diadia_Sidor

разгонный блок космофорума

Иэх !
Опять будем молодость вспоминать. На 4-ом курсе получил премию 25 рублёв за курсач. трёхступенчатый водородный ТНА. И подшипники там считал/рисовал и уплотнения. А потом довелось познакомится с лепестковыми газодинамическими подшипниками. Подтверждённый ресурс - более 10-ти лет на 30 тыс.оборотов в минуту.

Кстати об уплотнениях. Америкосы на ССМЕ разнесли Водородные и кислородные насосы, а на нашем 120-ом моторе они почти на одном валу. А АТ-НДМГ -шные насосы, тоже на одном валу, и ничего вертятся. Уплотнения, кстати, между разными компонентами контактные, плюс дренаж, чтоб не дай Бог они нигде не сконтактировали.
 

fast

опытный

вроде как на нашем луноходе магнитную жидкость для смазки подшибников использовали - мелкодисперсный порошок в масле
 

Fakas

опытный

140466>Вот буквально на днях папа расказывал историю, как строители раекторов для подводных лодок насосы для молокозавода делали. Дело в том, что отец мужа моей тёти там работает, он папе и рассказал всё. Короче сделали так, что крыльчатка (или что там у них качало молоко?)при работе "подвешивалась потоком молока. Врезультате, она не соприкасалась с металлом и почти не изнашивался.

Ой, если в ТНА крыльчатка насоса соприкоснется с металлом, тааакое будет :smile: ...
Вероятнее всего что просто правильно посчитали центробежный насос, в результате чего он перестал кавитировать. Видел я с позволения сказать центробежный насос в автомобилной водяной помпе (именно помпа это) — лопатки на половину диаметра были съедены кавитацией. Я вот сижу и думаю — что явление кавитации является секретным и "гражданским" инженерам про него ничего не рассказывают, раз они упорно его игнорируют ?
Sapienti sat !  
RU Diadia_Sidor #17.12.2001 07:46
+
-
edit
 

Diadia_Sidor

разгонный блок космофорума

Рассказывали гражданским инженерам про кавитацию. Тока там от неё нет большой беды. Ну развалится нахрен помпа в Жигулях, ну молочный насос хрюкнется. Ну и что ! Это проблеммы тех, кто ездит на Жигулях и пьёт по утрам порошковое молоко.

В бытность мою в НИИТП послали нас в Институт Молочной Промышленности поднимать уровень. Когда наши конструктора нарисовали им какую-то хрень, тамошние люди были поражены нашим легкомысленным до расточительности отношением к нержавейке и зазорами меньше 1-го мм.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru