На первый взгляд, вопрос очень простой. Во всех справочниках утверждается, что первым в СССР скорости звука в горизонтальном полёте достиг И.Т.Иващенко на МиГ-17 в феврале 1950 года. Но так ли это? Давайте разберёмся.
К сожалению, акт заводских испытаний самолёта СИ (первого экземпляра МиГ-17), на котором летал И.Т.Иващенко, до сих пор не найден. Но в аварийном акте по катастрофе этого самолёта в марте 1950 говорится, что в декабре 1949 года И.Т.Иващенко дважды на СИ превышал скорость звука. Таким образом, если первым был И.Т.Иващенко, то это произошло не в феврале 1950, а в декабре 1949. Однако не ясно - был ли это горизонтальный полёт или полёт с прижимом (т.е. с небольшим снижением). Все авторитетные лётчики в один голос утверждают, что на МиГ-17 без прижима скорость звука достигнуть было нельзя.
Следующий кандидат - самолёт СФ (МиГ-17Ф). Акт его заводских испытаний так же не найден. Заводские испытания проводились с сентября 1951 года, летал А.Н.Чернобуров.
К счастью, сохранился и найден акт государственных испытаний МиГ-17Ф. И в нём говорится, что в процессе государственных испытаний была достигнута максимальная скорость, соответсвующая М=0,998.
Логично предположить, что если на МиГ-17Ф с форсажной камерой (!) скорость звука в горизонтальном полёте достигнута не была, то тем более она не была достигнута на МиГ-17 без форсажной камеры.
А с мая 1952 года проходил испытания самолёт И-360 (СМ-2), на котором летал Г.А.Седов. И опять-таки нет в наличии акта заводских испытаний. Есть только акт государственных испытаний. В нём зафиксирована скорость, соответствующая М=1,14.
А как обстояли дела в других ОКБ?
В феврале 1950 года С.Н.Анохин на Як-50 достиг скорости звука, но в полёте с небольшим прижимом (он снизился с 11.000 до 10.000 метров). В строго горизонтальном полёте скорость звука в ОКБ А.С.Яковлева тогда так и не достигли.
В мае 1951 года начались испытания Ла-190. В августе 1951 года А.Г.Кочетков выполнил на нём 8 полётов, в которых достигал скорости, соответствующей М=1,03-1,08. Но акта заводских испытаний Ла-190 также не обнаружено. Вышеназванные цифры взяты из отчёта ОКБ за 1951 год. А так как отчёт составлялся для министерства, то в нём могли и прихвастнуть.
Таким образом, на сегодня официально подтверждается (в акте государственных испытаний) только достижение скорости звука в горизонтальном полёте на И-360 (СМ-2). А первым на нём летал Г.А.Седов в 1952 году. Выходит, ответ:
ПЕРВЫМ В СССР СКОРОСТЬ ЗВУКА В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛЁТЕ ДОСТИГ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕДОВ В 1952 ГОДУ НА САМОЛЁТЕ И-360 (СМ-2).
Сам Григорий Александрович (в силу своей природной скромности) утверждает, что первым скорость звука в горизонтальном полёте достиг всё же Александр Николаевич Чернобуров на МиГ-17Ф (в процессе заводских испытаний). Но, как уже говорилось, акт заводских испытаний МиГ-17Ф не найден, а акт государственных испытаний этого не подтверждает.
Кроме беды с отсутствием актов заводских испытаний, есть и второй момент, вносящий путаницу в этот вопрос.
На всех этих самолётах был несовершенный ПВД, который давал очень большую погрешность на околозвуковых скоростях (см. АиК, N7 за 2000, стр.28).
Хотелось бы узнать мнение историков авиации по этому непростому вопросу: кто, когда и на чём впервые в СССР достиг скорости звука в горизонтальном полёте?