M-r Varban и вся уважаемая пушечная аудитория. Простите за некорректность. С законом сохранения импульса я не спорю, более того, уважаю его даже более, чем многие законы российские. Конечно же MVснаряда = - MVпушки и это верно даже в космосе. Я имел ввиду иное, - когда снаряд движется по каналу с малым трением, снижаются общие динамические нагрузки, а эффектов там прорва, включая отражения ударных волн от казенника и среза ствола, реакция на закрутку, резонансы и пр. Каюсь за спешку, содержательные и даже грамматические ошибки.
Но, господа, как Вас кто-то назвал, - стрекозостроители, я очень, очень Вас прошу учесть одно важное для всей авиации обстоятельство - появление технологий внедрения металлокерамических матриц в ЛЮБОЙ (извините, что кричу) металл, причем, - непосредственно в режиме штатной эксплуатации (путем добавления соответствующих гелей или смазок). Существует несколько таких технологий (НИОД, Трибо, ХАДО, "Живой металл") которые применимы всюду, где имеется хотя бы одна металлическая поверхность в трущихся парах. Стволы приобретают невероятный ресурс и на них, в первую очередь снижается нагрузка. И повышается кучность боя. Их можно делать гладкоствольными, причем из титановых композитов или т.п., тонкостенными и при этом достичь такой юстировки, что никакая нарезка, по крайне мере на дистанциях в 1-1,5 км с ними не сравнится. Кроме того, снаряд без гироскопических эффектов, на создание которых уходит часть энергии порохов, сам по себе пролетит дальше при прочих равных, - осевое врашение в среде наверняка увеличивает ее общую реакцию (вообще по этому вопросу есть какие-нибудь хотя бы теоретические выкладки?).
Скорее всего такому снаряду придется изменить продольный профиль в область значительного удлинения, следовательно, - уменьшения калибра. Но, снижая поперечное сечение, мы можем увеличить скорость, а увеличивая скорость, при сохранении значений импульса, снизить массу. На высоких скоростях время полета до цели пропорционально меньше, при 3М это секунда на наш пресловутый километр. При 6 махах, - 0,5 сек. Это уже игла, пенератор, нечто вроде "Рапиры", пробивающая "Леопард" твердым сердечником, без всяких ВВ и пр. начинки. А Большие Махи давно научились получать распределенным зарядом (синфазно инициируемыым при прохождении канала ствола).
Я полагаю становится ясно, к чему я клоню, - стрекозел (вертолет все-таки Он, а не Она, да простят меня дамы, если они здесь присутствуют) - идеальный носитель высокоточного оружия, и если уж нужна на нем пушка, то действующая именно в этом, правда несколько расширенном амплуа (в т.ч., - противотанкового).
И еще... А почему собственно пушку, да и любое оружие должен наводить человек на борту? Возможности современной телеметрии очень высоки, и "ефрейтор с джойстиком" и кучей всякой распознающей электроники, стационарной, причем, - обслуживающей сразу несколько бортов или все соединение, в спокойных условиях, может организовать много более эффективную "стрелялку", чем тот, которому в бронеспинку стучат осколки. Да и голова на неудобных ракурсах не затекает....
Что же касается "тотальной" керамизации бортового хозяйства, то я делаю специальный сайт и оцень надеюсь на вашу помощь. Минимум раз в неделю ко мне обращаются летуны, в основном с восьмерок, задолбал их давным давно выработанный ресурс до смертельного пота. Но вертолет, даже в частной компании, это не личный автомобиль. Реанимировать его можно в одночасье, но на инстанции уйдут годы.... Посодействуйте, хотя бы советами, что, где и когда (в какой последовательности) надо проталкивать... Да хранят вас души пилотов...