Создание активной фазированной антенной решетки на базе существующей элементной базы бесперспективно — эксперт
Использование существующей элементной базы при создании активной фазированной антенной решетки (АФАР) для применения на боевых самолетах нового поколения не имеет перспективы.
Такое мнение высказал директор Научно- исследовательского института приборостроения (НИИП) имени В. Тихомирова Юрий Белый. По его словам, заявления о возможности создания бортовых радиолокационных станций (БРЛС) с АФАР уже к концу 2002 года «вызывают недоумение».
По мнению специалистов НИИП, занимающихся разработкой решеток обоих типов, «создание АФАР с использованием имеющейся элементной базы приведет к тому, что такая решетка будет очень тяжелой, дорогой и с посредственными электрическими параметрами», сказал Ю. Белый.
Он отметил, что «объективный и всесторонний сравнительный анализ пассивной ФАР и АФАР не произведен ввиду полного отсутствия технических характеристик АФАР».
«Стратегическая линия НИИП при создании АФАР, а такие работы уже ведутся, предельно проста и понятна: создание к 2008–2010 гг. так называемой «паритетной» АФАР, не уступающей по своим параметрам лучшим образцам ПФАР», — подчеркнул собеседник агентства.
«В то же время, поскольку радар на базе АФАР достаточно дорог для стран, не имеющих возможности его приобрести, можно было бы предложить радар на базе ПФАР, обеспечивающий все преимущества электронного сканирования, но значительно дешевле», — сказал директор НИИП.
Он подчеркнул, что технология изготовления ПФАР «полностью освоена на Рязанском приборном заводе, что дает реальную возможность создания в короткие сроки (на первом этапе) БРЛС для самолета пятого поколения на базе ПФАР, размещенной, например, на двухстепенном электрогидравлическом приводе».
Ю. Белый напомнил, что в НИИП было начато проектирование принципиально новой ПФАР с так называемой «командной» системой управления, позволяющей снизить вес и улучшить электрические параметры. Несмотря на сложное финансовое положение института, удалось изготовить и настроить два опытных образца такой ПФАР, один из которых в составе БРЛС «БАРС» был установлен на летающую лабораторию самолет Су–35 (бортовой номер 712).
«В ходе испытаний ранняя версия «БАРСа», оснащенная пятикиловаттным передатчиком, реально продемонстрировала возможности обнаружения истребителей класса Су–27 на дальности более 330 км., сопровождения нескольких целей с сохранением обзора, распознавания типа воздушных целей и т.д. Все эти достижения нашли реальное воплощение и получили дальнейшее развитие в последней версии БРЛС «БАРС» — сказал Ю. Белый.
По его словам, наиболее полное внедрение последних наработок по улучшению параметров ПФАР реализовано в решетке для БРЛС «ОСА», летные испытания которой намечены на второе полугодие 2002 г.
(Интерфакс-АВН, 18.05.02 г.)