НИИП И ЕГО РАДАРЫЮрий БЕЛЫЙ, директор НИИП им. В.В.Тихомирова
Владимир ЗАГОРОДНЫЙ, главный конструктор, начальник отделения НИИП им. В.В.Тихомирова
Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) имени В.В.Тихомирова - одно из головных предприятий отрасли, занимающееся вопросами создания авиационных радиолокационных станций. Оно было создано под руководством В.В.Тихомирова в 1955 году как филиал НИИ-17. В 1956-58 гг. молодым коллективом конструкторов были разработаны серийные радиолокационные станции "Изумруд" (устанавливавшиеся на всепогодных истребителях МиГ-17ПФ и МиГ-17ПФУ) и "Изумруд-2" (МиГ-19П и МиГ-17ПМ), а также опытная БРЛС "Ураган-5Б". В 1958 году была начата разработка радиолокационной части мобильного армейского зенитного ракетного комплекса "Куб", принятого на вооружение в 1966 году и с большим успехом применявшегося во многих локальных конфликтах 1970-90-х годов. В 1958-98 гг. было создано и принято на вооружение девять модификаций "Куба" - ЗРК "Бук", "Бук-М1, "Бук-М2 и другие.
В 1968 году НИИП была поручена разработка системы управления вооружением "Заслон", предназначенной для оснащения тяжелого истребителя-перехватчика МиГ-31. В этой уникальной системе впервые в мире была реализована фазированная антенная решетка (ФАР), обеспечивающая многоцелевую работу при сохранении обзора в широкой зоне с одновременным обстрелом ракетами большой дальности до четырех воздушных целей. В 1981 году МиГ-31 с "Заслоном" был принят на вооружение авиации ПВО.
Совместно с НИИР (ныне - "Фазотрон-НИИР") НИИП с 1970-х годов участвовал в работах по созданию унифицированных БРЛС Н001 и Н019, предназначенных для истребителей четвертого поколения Су-27 и МиГ-29. При этом удалось достичь степени унификации, превышающей 70%.
Сегодня институт имени В.В.Тихомирова ведет работы по широкому фронту, включающему модернизацию бортовых радиолокационных комплексов для истребителей ВВС России и иностранных заказчиков, а также разработку перспективных БРЛС (в том числе и предназначенных для оснащения истребителей пятого поколения).
Заслуженным предметом гордости коллектива НИИП является радиолокационная станция поколения "4+" Н011М, разработанная для оснащения модернизированных самолетов типа Су-27. Экспортный вариант БРЛС под названием "Барс" устанавливается на многофункциональных самолетах Су-30МКИ, строящихся для ВВС Индии (поставки этих машин заказчику должны начаться уже в текущем году).
Сегодня "Барс" - наиболее совершенная в мире серийная радиолокационная станция, предназначенная для оснащения истребителей. Она обладает рядом свойств, не имеющихся пока ни у одной зарубежной БРЛС. В частности, с помощью "Барса" можно подсчитать число лопаток в компрессоре двигателя обнаруженного самолета и по этому признаку определить конкретный тип силовой установки, а следовательно - и тип самого самолета противника. При этом параллельно с распознаванием цели станция продолжает обзор воздушного пространства и сопровождение ранее захваченных целей. В течение секунды "Барс" способен "составить портрет" пяти самолетов противника. И это не рекламные заявления, в достоверности которых еще только предстоит убедиться заказчику в ходе испытаний и экспериментов, а реально отработанный режим, проверенный на практике.
Еще одна уникальная способность "Барса" - одновременное сопровождение наземных и воздушных целей, что особенно важно для многофункционального самолета типа Су-30МКИ и других машин подобного класса. Все это требует сложнейшей "математики", ювелирной обработки сигнала и многого другого, подпадающего под определение "технологии XXI века".
Помимо истребителей Су-30МКИ, предназначенных для индийских ВВС, "Барс" должн найти применение и на ряде других машин семейства "Су-27". В частности, эта станция имеет хорошие перспективы попасть на борт самолета Су-30МКМ, предлагаемого Малайзии. Помимо уникальных характеристик самой БРЛС, этому способствует географическая, политическая (а как следствие - и военно-техническая) близость Малайзии с Индией. Другой машиной, которая должна получить БРЛС типа "Барс", является многофункциональный двухместный истребитель Су-35УБ - продолжение линии самолетов Су-27М, Су-35 и Су-37. Работы по его созданию ведутся в двух направлениях: с ориентацией на экспорт, а также для российских ВВС. Этот самолет, создающийся в сжатые сроки (что обусловлено, в первую очередь, потребностями мирового авиационного рынка и необходимостью для нашей страны сохранять на нем прочные позиции), получит усовершенствованный вариант "Барса": создать полностью новую станцию в отведенные на реализацию программы сроки просто не удастся.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]