САМОЛЕТ НА СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ
В России создается новый легкий военно-транспортный Су-80
Вадим Егоров
Перспектива
Среди модельного ряда машин разработки "ОКБ Сухого" особое место занимает самолет Су-80. Его появление стало результатом диверсификации производства, а также поиска комплексом "Сухой" новых ниш на российском и международном авиарынках. Су-80 представляет собой двухбалочный высокоплан "нормальной" аэродинамической схемы. Крыло - большого удлинения с развитой механизацией. Оперение - п-образное, образовано двумя килями и стабилизатором, замыкающим силовую схему. Посадка пассажиров, а также погрузочно-разгрузочные работы осуществляются по грузовой рампе в хвостовой части фюзеляжа. Самолет соответствует нормам АП-25 и FAR-25.
Максимальный взлетный вес Су-80 для бетонной ВПП составляет 13 500 кг, для грунтовой ВПП - 12 500 кг. Максимальная крейсерская скорость - 470 км/час, экономическая крейсерская скорость - 410 км/час. Максимальная высота полета 7600 м. Дальность полета с 30 пассажирами - 1400 км, с нагрузкой (1950 кг) - 2450 км, перегоночная дальность - 2700 км. Длина разбега - 840 м, длина пробега с реверсом - 460 м.
Длина самолета 18,26 м, высота - 5,52 м, размах крыла (с законцовками) - 23,17 м, колея шасси - 6,3 м. Двигатели - 2хСТ7-9В (2х1750 л.с.). На Су-80 используются четырехлопастные воздушные винты диаметром 3,35 м изменяемого шага, обеспечивающие реверс тяги для сокращения длины пробега самолета и аварийное флюгирование.
Пилотажно-навигационное оборудование Су-80 построено на современной элементной базе с использованием спутниковой навигации. Система самолетовождения и индикации обеспечивает прием, обработку и визуализацию всей пилотажной, командной и контрольной информации по данным средств навигации, установленных на самолете; автоматическое или ручное управление радиотехническими средствами; выдачу сигналов о нарушении работы оборудования самолета и действиях экипажа, связанных с этими нарушениями.
Система технического обслуживания разработана с учетом таких особенностей, как: обеспечение автономной эксплуатации в течение 50 летных часов или 15 суток при базировании на необорудованных аэродромах; использование самолета с высокой интенсивностью и при небольших годовых налетах; постоянной готовности машины к вылету и малое время реагирования на вызов. Для Су-80 принята стратегия технического обслуживания и ремонта по состоянию, обеспечивающая высокую оперативную готовность самолета и снижение затрат на эксплуатацию. Идеология эксплуатационного контроля ориентирована на использование в максимальной степени бортовых средств контроля, основу которых составляют средства встроенного контроля.
О состоянии и перспективах этого проекта в интервью "НВО" рассказал директор программы - главный конструктор Су-80 Геннадий Литвинов.
- Геннадий Александрович, что было положено в основу концепции создания Су-80 и каково целевое назначение этого самолета?
- С самого начала Су-80 разрабатывался как многофункциональный самолет, на базе которого возможно создание семейства специализированных модификаций при минимальных дополнительных затратах. Помимо чисто гражданского варианта для пассажирских и грузовых перевозок на местных и региональных воздушных линиях это также легкий военно-транспортный самолет, патрульный самолет, самолет-ретранслятор, летающая операционная, а также самолет для учебно-штурманской подготовки.
Су-80 отличают автономность экспуатации, высокие надежность и ресурс, широкий диапазон условий эксплуатации, возможность осуществлять полеты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]