Центр Хруничева зарабатывает последние центы
Текст: Иван Иванов Фото: selena.sai.msu.ru
Состоявшийся на неделе запуск ракеты-носителя «Протон-К» с американским спутником еще раз подтвердил, что «Протон-М», созданный для того, чтобы Россия осталась на мировом рынке коммерческих запусков, остается невостребованным. Центр Хруничева выжимает последние экономические резервы из старого «Протона-К».
Как уже сообщалось, в минувший четверг с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К», изготовленная в Государственном космическом центре им. М. В. Хруничева. С помощью разгонного блока ДМ3 (четвертая ступень ракеты, производимая в Ракетно-космической корпорации «Энергия») был выведен на орбиту американский спутник связи Echostar-8.
Схема полета ракеты была достаточно необычной. Как правило, первые три ступени «Протона» выводят спутник и разгонный блок даже на низкую опорную орбиту высотой около 160 км. Затем блок ДМ3 дважды запускает свой двигатель и переводит аппарат на целевую орбиту.
Однако этот сценарий совершенно не подходил для Echostar-8. Дело в том, что такая схема рассчитана на спутники массой до 4350 кг. Однако масса Echostar-8 составляла 4685 кг. Поэтому пришлось использовать разгонный блок ДМ3: после отделения третьей ступени почти сразу же был запущен двигатель блока. Только так связка «ДМ3 + Echostar-8» смогла попасть на опорную орбиту. После этого блок запускался еще дважды, чтобы доставить Echostar-8 на вытянутую геопереходную орбиту. Отсюда в течение недели спутник будет переходить на геостационарную орбиту уже с помощью собственного двигателя.
Это уже второй за 2002 год случай, когда используется подобная баллистическая схема с тремя запусками блока ДМ3. Первый раз она применялась при запуске спутника Intelsat 903 в апреле. При следующем коммерческом запуске спутника Astra-1K в конце августа из-за высокой массы космического аппарата опять придется применять такую же схему.
В этом проявляется общая для спутников связи тенденция на постепенное увеличение их массы. Учитывая это, Центр Хруничева еще в 1992 году приступил к разработке усовершенствованной ракеты «Протон-М». Для нее центр разработал свой собственный разгонный блок «Бриз М». Такая модернизация позволила довести грузоподъемность «Протона-М» до 5500 кг на ГПО.
В мае прошлого года «Протон-М» выполнил первый испытательный запуск, выведя на орбиту российский спутник непосредственного телевещания «Экран-М». После него руководство Центра Хруничева объявило, что в ближайшие годы произойдет полный переход от старого «Протона-К» с блоком ДМ3 на новый «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». Такая замена была выгодна Центру Хруничева еще и тем, что в ракете уже не использовался бы блок разработки РКК «Энергия», и, следовательно, с этой фирмой не нужно было бы делиться деньгами, полученными за коммерческие пуски «Протона».
С тех пор прошло более года, а о новых запусках «Протона-М» речи до сих пор не идет
Центр Хруничева попал со своей новой ракетой в патовую ситуацию. Международная практика требует для подтверждения надежности новой ракеты провести как минимум три успешных испытательных пуска. Тогда поставщики могут предлагать заказчикам свое изделие по полной цене, которая для «Протона-М» составляет $80-90 млн. Можно не ждать этих трех пусков. В принципе даже на первый испытательный пуск новой ракеты можно найти коммерческий груз. Но тогда стоимость контракта уменьшается на 50 и даже 70%, а страховщики требуют повышенную сумму на страхование (больше обычных 17-19%).
По этому пути идут два основных американских производителя ракет-носителей
Так, Lockheed Martin смогла найти коммерческих заказчиков на первые пуски своих новых носителей Atlas-3 (первый запуск состоялся 24 мая 2000 года) и Atlas-5. Так же поступила и фирма Boeing со своими ракетами Delta-3 (первый пуск – 24 августа 1998 года). Причем надо заметить, что этот первый пуск завершился аварией. Но и это не помешало Boeing найти коммерческого заказчика для новой модификации ракеты Delta-4 (первый пуск намечен на 31 августа этого года с европейским спутником Eutelsat W5). Стоимость этих пусков никогда не объявлялась. Тут уж все зависело от того, насколько заказчик сможет убедить поставщика ракеты сбить цену.
Однако Центр Хруничева переживает сейчас не лучшие времена. Сначала из-за проблемы с квотами на коммерческие пуски, а теперь по причине мирового спада запуска спутников связи предприятие испытывает серьезные финансовые трудности. Из ожидавшихся в этом году девяти коммерческих запусков с помощью «Протона» состоится не более четырех. Поэтому Центр Хруничева не может позволить себе роскошь провести второй пуск «Протона-М» по сниженным ценам и высоким страховым выплатам.
Остается ждать, что государство снова закажет этот носитель для какой-нибудь федеральной полезной нагрузки. Пока же нет статистики хотя бы из трех пусков, зарубежные заказчики не спешат заключать на эту новую ракету контракты. Таким образом, «Протон-М», созданный для того, чтобы Россия осталась на мировом рынке коммерческих запусков, остается невостребованным. Центр Хруничева пока выжимает последние энергетические резервы из старого «Протона-К». Но при постоянном росте массы спутников это может продолжаться уже недолго: максимум два-три года. Потом «Протон-К» уже не сможет вывести на орбиту более тяжелые новые космические аппараты.
Пока надежды на пуск «Ангары-1» до конца 2003 года остаются призрачными. А при невыполнении обязательств Lockheed Martin может потребовать назад свои $68 млн, что повлечет за собой финансовый крах Центра Хруничева
Но это еще не самая серьезная проблема, стоящая в настоящий момент перед Центром Хруничева. Ожидалось, что к 2010 году на смену «Протону-М» придет новая ракета тяжелого класса «Ангара». Для отработки ее ступеней Центр Хруничева создал легкий вариант «Ангара-1». В июле 1999 года предприятие, не имевшее достаточных средств на завершение проекта, подписало соглашение с компанией Lockheed Martin, продав права на маркетинг всех типов ракет «Ангара» за $68 млн. В ответ центр обязался провести первый пуск «Ангары-1» до конца 2003 года.
Пока у предприятия хорошо шли дела с коммерческими пусками «Протона», Центру Хруничева хватало собственных средств на финансирование проекта. Но сейчас деньги кончились. Причем ракета уже практически готова, в НПО «Энергомаш» отрабатывается двигатель РД-191 для этого носителя. Однако строительство стартового комплекса для «Ангары» на космодроме Плесецк ведется очень медленно.
Не имея своих средств на оплату создания стартового комплекса, Центр Хруничева старается привлечь к этому государство. Именно это было главной просьбой гендиректора предприятия Александра Медведева к президенту Владимиру Путину, когда тот приезжал в январе в центр. Но пока надежды на пуск «Ангары-1» до конца 2003 года остаются призрачными. А при невыполнении обязательств Lockheed Martin может потребовать назад свои $68 млн, что, в свою очередь, может привести к финансовому краху Центра Хруничева.