Космическая загадка.

Теги:космос
 

Fakas

опытный

Ну что, "шаттл" с трудом но раскололи. Теперь давайте серьезно.
Я думаю что всем понятно, что чем ниже шероховатость трубопровода, тем ниже гидропотери в нем. Тем более при высоком давлении. Однако, есть ЖРД в которых часть тракта подачи топлива после финишной обработки подвергают еще и элекроискровой обработке с целью повышения шероховатости.
Если вы догадаетесь какую часть тракта обрабатывают таким образом вы легко ответите, а зачем сосбтвенно это делают ;).
Удачи.

PS
Попрошу товарищей точно знающих где и зачем и на каком ЖРД удержаться от ответов хотя бы первое время :).
Sapienti sat !  
+
-
edit
 

GrayCat

координатор

Первая прикидка - чтоб лучше компоненты смешались :beer2:

:D
Gray ©at [Семейство кошачих]  

Alek

опытный
Может форсунки, чтоб лучше капельки топливного тумана образовывались?
 
RU Бывший генералиссимус #16.12.2002 15:22
+
-
edit
 
На каком именно движке это делается, я не знаю, но думаю, что это для турбулизации потока. А турбулизация нужна тогда, когда нужно усилить теплообмен. А теплообмен нужно усиливать тогда, когда мы стенку охлаждаем. Т.е. задачка в три действия. Шероховатость нужна охладительной рубашке, т.е. той части стенки камеры, что контактирует с охладителем - керосином и т.д.
 

Fakas

опытный

Б.г.>На каком именно движке это делается, я не знаю, но думаю, что это для турбулизации потока. А турбулизация нужна тогда, когда нужно усилить теплообмен. А теплообмен нужно усиливать тогда, когда мы стенку охлаждаем. Т.е. задачка в три действия. Шероховатость нужна охладительной рубашке, т.е. той части стенки камеры, что контактирует с охладителем - керосином и т.д.

Абсолютно точно ! :) Кроме слова "керосин" ;).
Тогда еще один вопрос — а почему я возражаю против слова керосин ?
Sapienti sat !  
+
-
edit
 
Б.г.>>На каком именно движке это делается, я не знаю, но думаю, что это для турбулизации потока. Fakas>Абсолютно точно ! :) Кроме слова "керосин" ;).
Fakas>Тогда еще один вопрос — а почему я возражаю против слова керосин ?
Fakas! Пока ты здесь загадочками развлекаешься, ТАМ(Научный)наших бьют!!! У них уже РД тягу создает давлением на заднюю стенку КЗ! :mad: Помоги!!!

Ник
P.S. Из керосина ОХЛАДИТЕЛЬ- как из ПЕПСИ похмелятор!
Объективная реальность - вариант бреда, обычно вызывается низким уровнем концентрации алкоголя в крови.
 

Fakas

опытный

Wyvern>Fakas! Пока ты здесь загадочками развлекаешься, ТАМ(Научный)наших бьют!!! У них уже РД тягу создает давлением на заднюю стенку КЗ! :mad: Помоги!!!

Все правильно говорят — формула тяги так и выводится, из разности давлений на форсуночной головке и срезе сопла. Так что делать мне там нечего :). Не люблю я такие споры, просто не люблю.
Sapienti sat !  
+
-
edit
 
Wyvern>>Fakas! Пока ты здесь загадочками развлекаешься, ТАМ(Научный)наших бьют!!! У них уже РД тягу создает давлением на заднюю стенку КЗ! :mad: Помоги!!!
Fakas>Все правильно говорят — формула тяги так и выводится, из разности давлений на форсуночной головке и срезе сопла.

Понятно, что выводится! Но не так же это все выглядит!
Ну ладно, раз не любишь -пойду сражаться...с "вертикальными вихрями враждебными" :D

Ник
Объективная реальность - вариант бреда, обычно вызывается низким уровнем концентрации алкоголя в крови.
 
RU Старый #17.12.2002 10:01
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Подозреваю что это делается в безгазогенераторных двигателях типа как РЛ-10. Делается с целью искуственно увеличить теплопоток с целью таким образом увеличить мощность ТНА.
Старый Ламер  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Навскидку насчёт керосина - потому что керосином не охлаждают?
 
RU Старый #18.12.2002 19:21
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Созерцаю тут ПГС РД-0120. Нифига не пойму: у него что, весь водород охлаждающий камеру идёт затем на турбину БТНА?
Старый Ламер  
RU CaRRibeaN #18.12.2002 20:37
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>Нифига не пойму: у него что, весь водород охлаждающий камеру идёт затем на турбину БТНА?

А где там очевидно что весь? Там по горючке в рубашку входит-выходит дофига трубок, направления не указанны. Видимо часть идет.
Shadows of Invasion.  

Fakas

опытный

avmich>Навскидку насчёт керосина - потому что керосином не охлаждают?

Нет конечно, очень даже охлаждают.
Почти правильно ответил Старый, но :)...
Не безгенераторный, а очень даже генераторный, не RL-10, а РЛ-0120, и не для привода ТНА, а БТНА :). А так все правильно — водород есть ключевое слово.
Sapienti sat !  

Fakas

опытный

>>Нифига не пойму: у него что, весь водород охлаждающий камеру идёт затем на турбину БТНА?

CaRRibeaN>А где там очевидно что весь? Там по горючке в рубашку входит-выходит дофига трубок, направления не указанны. Видимо часть идет.

ПГС конечно по качеству ужасная (в смысле изображения). Но мы тут в 4 глаза поглядели — часть водорода через регулятор идет в рубашку охлаждения и из нее на БТНА водорода. Большая часть — в ГГ ТНА и затем в КС. БТНА кислорода приводится кислородной гидротурбиной. Кислород для этого поджимается отдельным насосом.
Sapienti sat !  

Fakas

опытный

CaRRibeaN>Надо бы открыть новый топик, но пока здесь - я вот давно мечтаю пособирать побольше ПГС рахных движков. Особенно интересны хорошие ПГС РД-170, РД-270, РД-701. Ну и до кучи - РД-253 :)

CaRRibeaN>Причем не то, что в уманском попадаеться (совсем схематично обычно), а поконтретнее.

Очень неплохие ПГС в "Конструкции ЖРД" Гахуна. Там есть РД-107, РД-253, РД-119. Из западных SSME, F-1, RL-10. Книги этой у меня нет. Есть у меня еще Добровольский с нек-м количеством ПГС, попробую отсканить.

CaRRibeaN>Давайте вместе подумаем, что можно сделать?

Я так понял, что РД-0120 проблем уже нет :) ? У меня есть упрощенная ПГС РД-180. Достоинтсво — раскрашеная :), недостаток — уж больно маленькая.
Sapienti sat !  
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Старый>Созерцаю тут ПГС РД-0120.

А я вспоминаю, как ее добыл :cool:


Хорошо, когда есть чего хорошего вспомнить ;)
 
RU CaRRibeaN #19.12.2002 09:44
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Надо бы открыть новый топик, но пока здесь - я вот давно мечтаю пособирать побольше ПГС рахных движков. Особенно интересны хорошие ПГС РД-170, РД-270, РД-701. Ну и до кучи - РД-253 :)

Причем не то, что в уманском попадаеться (совсем схематично обычно), а поконтретнее.

Интересны конечно и западные двиджи.

Давайте вместе подумаем, что можно сделать?
Shadows of Invasion.  
RU Старый #19.12.2002 10:05
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Собрать коллекцию всех ПГС - дело очень полезное. Но это надо сделать где-нибудь на сайте НК.
Карибену: в этом первом томе за 2500 рублей, что мы там смотрели, наверняка все ПГС есть, кто б отсканил...
Старый Ламер  
+
-
edit
 
RL-10 это тот РД в котором ТНА крутит перегретый на охлаждении КЗ водород? ТадЫ он мне дЮже нравиться! Вот где ПГС так ПГС. Вот такими и должны быть РД!
Всё что сложнее -от Лукавого и БТНА с ними же! :)

Ник
Объективная реальность - вариант бреда, обычно вызывается низким уровнем концентрации алкоголя в крови.
 

Fakas

опытный

Wyvern>RL-10 это тот РД в котором ТНА крутит перегретый на охлаждении КЗ водород? ТадЫ он мне дЮже нравиться! Вот где ПГС так ПГС. Вот такими и должны быть РД!

Угу, все классно, но... В ТНА стоит редуктор (очевидно надо было и КПД турбины иметь хороший и КПД насоса, а они по частотам оптимальным разъехались). Циклограмма весьма специфична. Да и тяга у RL-10 не ахти.
Sapienti sat !  
RU CaRRibeaN #19.12.2002 11:13
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>RL-10 это тот РД в котором ТНА крутит перегретый на охлаждении КЗ водород? ТадЫ он мне дЮже нравиться! Вот где ПГС так ПГС. Вот такими и должны быть РД!

Помоему это возможно только на небольших водородных движках и нигде больше.
Shadows of Invasion.  
+
-
edit
 
>>RL-10 это тот РД в котором ТНА крутит перегретый на охлаждении КЗ водород? ТадЫ он мне дЮже нравиться! Вот где ПГС так ПГС. Вот такими и должны быть РД!

CaRRibeaN>Помоему это возможно только на небольших водородных движках и нигде больше.
Надо посчитать - и на метановых (с меньшей энергетикой) видимо тоже можно.Все сжиженные, криогенные газы имеют энергетический запас -водород просто чемпион.
Тут я говорю про ДЕШЕВЫЙ движок -пусть он будет с не слишком высокими ТТХ, но дешевый(и в НИОКР, и в производстве,и в эксплуатации), простой и надежный.

Ник
Объективная реальность - вариант бреда, обычно вызывается низким уровнем концентрации алкоголя в крови.
 
+
+1
-
edit
 

Fakas

опытный

>>>RL-10 это тот РД в котором ТНА крутит перегретый на охлаждении КЗ водород? ТадЫ он мне дЮже нравиться! Вот где ПГС так ПГС. Вот такими и должны быть РД!

CaRRibeaN>>Помоему это возможно только на небольших водородных движках и нигде больше.
Wyvern>Надо посчитать - и на метановых (с меньшей энергетикой) видимо тоже можно.Все сжиженные, криогенные газы имеют энергетический запас -водород просто чемпион.

Нет, нет и еще раз нет. Такое возможно только для водорода. И только. Потой простой причине, что водород практически ничего не теряет как охладитель при переходе в газообразное состояние. Любой другой движек прогорит при закипании в рубашке охлаждения (в смысле при пленочном кипении). Вторая причина — низкая молекулярная масса благодаря которой водород является идеальным рабочим телом для турбины. Поэтому что б крутить турбину его не надо сильно нагревать. В том же RL-10 Тт чуть ли не ниже комнатной. Однако ж крутит.
Sapienti sat !  
Wyvern>Все сжиженные, криогенные газы имеют энергетический запас - водород просто чемпион.

Водород и в газообразном виде остается прекрасным охладителем. А вот при закипании в рубашке камеры других жидкостей двигатель сразу накроется.

Так что водород - супер-чемпион :)
 
RU Старый #19.12.2002 18:26
+
+1
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Позвольте внести свои 5 копеек, претендующие на окончательную истину в последней инстанции? ;)
1. Редуктор.
Редукторы в американских ЖРД - дело обычное. Это пошло ещё с Навахо - родоначальницы всех американских ЖРД. КПД турбины сильно возрастает с ростом её оборотов, а делать высокооборотные насосы нельзя из кавитационных соображениий. Поэтому обороты турбины к насосам передают через понижающий редуктор. Вот к примеру - LR-87 (1-я ст. Титана) Турбина - 383 об/сек, насос горючего - 147 об/сек, окислителя - 133 об/сек. Три отдельных вала с разными частотами вращения. Вот LR-79 (семейство Тор): турбина - 509 об/сек, насосы - 104 об/сек. То же и на Атласе.
2. Безгазогенераторная схема.
Она имеет существенный недостаток: мощность турбины ограничена теплопотоком (точнее энергопотоком) в стенку камеры сгорания. Это не позволяет достичь высоких давлений в КС, и следоватьльно крайне затрудняет работу двигателя от земли. Кроме того, при увеличении размеров двигателя тяга растёт быстрее, чем площадь стенок, это снижает удельный энергопоток в расчёте на единицу тяги. То есть чем больше тяга двигателя, тем ещё меньше давление. Именно поэтому такая схема находит применение в основном в маленьких ЖРД.
3. Охладитель.
Водород как охладитель хорош тем, что у него низкое критическое давление (не помню сколько). При сверхкритическом давлении вообще не происходит разделения газ/жидкость, при увеличении температуры плотность просто плавно уменьшается без фазового перехода (вскипания). Поэтому такие гадости, как локальное или плёночное кипение для водорода исключены. Может кто помнит, это свойство использовалось при хранении водорода для топливных элементов Аполлона, там он находился при серхкритическом давлении, что исключало проблемы разделения газа и жидкости.
Старый Ламер  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru