Информация к размышлению:
От довольно известной в узких кругах (
клубове, фен клубове, хоби, развлечения, спорт, политика, форум за дискусии ) личностью - Св. Скромни (
Georgi Ushev - an Immigrant's View, Stories and Articles about the USA - in Bulgarian Language )
Отрывок из старого письма, писал Скромно Ваш:
..."Нынешный полет ОВ-102, КПС-107 (стерто). Ну и проблемы! То, что было по КПС-114 (из суеверия полетный контроль перенумеровали полет латынским CXIII), было пикником по сравнению с КПС-107!
Перед турпоездкой пришлось анализировать, может ли челнок летать с одной заклиненной флапой [флапейрон, конечно; прим. пер.]. Для этого пришлось менять программу, используемую для анализа аэродинамического управления - потому что программа была задумана работать непременно с флапой - и чтобы оберегала элевонов от отклонении за определенным режимом - чтобы не получилось оплавление изоляционных плиток элевонов... Удалось-таки, и даже обучил молодого коллега, "ученик", как ею [программой] крутить-вертеть (учил его замещать меня - когда отказался ехать в Техас). Закончил и свои анализы и представил их. Закончил ровно в пятницу, как раз перед воскресением, когда должны были поплыть на корабле (13 дек. 2002; прим.авт.)
После 2 января я должен был сделать пред-полетный анализ. И оказалось, что те же проблемы (с двигуном [привод, надо думать :); прим. пер.]), которые можем иметь с флапейроном - тот же двигун и для рулей, и для воздушного тормоза! Типа дайте посмотрим, может ли челнок лететь с заклиненным рулем и тормозами! И это - до последнего момента, перед запуском. Только-только КПС-107 взлетел, и бам-с - кусок изоляции Внешнего бака оторвался и врезался за ведущей кромки крыла. Туча обломков! Надежда - что обломки - это раздробленная из-за столкновения пена [полиуретановая, надо думать; прим. пер.]! А теперь всякие дяди при помощью разных спецштуковин смотрят откуда-то как дела с задетыми изоляционными плитками... И ожидаем возможные аномалии при схода с орбиты, из-за нарушенной аэродинамикой и оттуда - тепловой режим... Эх, сел бы КПС-107, прям камень с сердца!"...
Задетые изоляционным обрывком плитки - перед левой стойки шасси крышку [чеканная фраза, оставил без изменения; прим. пер.], к ведущей кромки крыла. Аэродинамические усложнения возникли бы еще во время транзиции [переход; прим. пер.] от слоистого [ламинарное; прим. пер.] к завихренному [турбулентное; прим. пер.] обтеканию, которая [транзиция] будет подтолкнутой ранее обычного (из-за шероховатости поврежденных плиток) и которая будет асимметричной. Нарушенное обтекание, однако, идет мимо ведущей кромки, и находится в сильном положительном давления градиент [sic!] - следовательно асимметрия не будет осязаемой. Номинальная транзиция для ОВ-102 - около Мак 12, ранная транзиция - Мак 15, почти невероятно в районе Мак 18. Транзиция типично благоприятствуется изменением крена.
В данном случае потери тепловых данных [о температуре] - точно в левом крыле, около левой стойки шасси. Потеря данных, без отчета изменения в уровне температуры, подсказывает мне расплавление проводов между тепловым чувствителем [датчик температуры; прим. пер.] и цифрующее устройство*. Разрушение структуры началось около Мак 18, чересчур рано для такой транзиции...Но точно во время изменения крена - что является "спуском" для такой транзиции...
По-моему, повреждение плиток было так глубоко, что тепловой прорыв ослабил структуру [несущую конструкцию; прим. пер.], вследствии чего даже в [режиме] слоистого [ламинарного] обтекания сочетание тепловых и аэродинамических нагрузок вырвало левое крыло.
Вопрос: дяденьки, которые смотрели в (используемых для шпионажа) штуковин... То ли они не захотели смотреть - типа чтобы не стало понятно, как сильно они видят и как весь мир им прям прозрачен - или не увидели - или что-то еще... Или не смогли увидеть - потому что реальность - это не фильм с дяденьками, видящими все в "По света и у нас"** на экранах в замедленном и ускоренном темпе вперед и назад... Если было известно, что повреждения теплозащитных плиток настолько глубокие, челнок бы использовал иной режим входа в атмосферу, с улучшеной вероятностью выживания. В данном случае КПС-107 входил на номинальном режиме.
Будет расследование. Посмотрим. Данные, которые я привел, уже были опубликованы. Поэтому я смею писать о них. Дальше... Беру под козырок и закрываю рот.
Привет! И прости их Господ!
ПС переводчика: Я перевел сначала на гладко-прилизанном русском языке, а потом прошелся и привел перевод примерно в таком виде, в каком и болгарский язык Св. Скромного. Неча письмо портить
- учитесь - вместо несения "дигитальной чуши" Св. Скромни термин придумал!
- "По света и у нас" - традиционное название центральной информационной программы болгарского телевидения.
Перевод мой, оригинал на
клубове, фен клубове, хоби, развлечения, спорт, политика, форум за дискусии
Перевод мой, оригинал на
клубове, фен клубове, хоби, развлечения, спорт, политика, форум за дискусии