Columbia

Теги:космос
 

ZORG

новичок
Ого как много тем у нас для обсуждения!
Мне кажется стоит обсудить событие года в космонавтике - аварию Колумбии.
Вопросов огромная гора.
Если допустить общепринятую причину разрушения космического корабля - нарушение теплозащитного покрытия, то что вызвало это разрушение?
-повреждение при старте(куском пенопласта от основного бака)?
-повреждение во время орбитального полета(косм. мусор, метеорит)?
-разрушение несушей структуры левого крыла под действием перегрузок при входе в атмосферу(коррозия алюминиевого сплава, усталость металла)?
 
+
-
edit
 

deepman

новичок
Привет всем. По поводу Коломбиа - интересние факти в последней статие на space.com. В кратзе: Paint primer leaching off the shuttle launch towers may have eaten tiny holes in the leading edge of Columbia's left wing, weakening it enough to break when struck by a chunk of foam during liftoff.
web page
Очен даже интересная идейkа.
 
+
-
edit
 

GrayCat

координатор

piton>Предлагаю еще один вариант: перед стартом корабль плохо просушили и теплоизоляция набрала чересчур много воды. Потом, при входе в атмосферу, она резко испарилась и привет, плитки теплозащиты оторваны.

Хмм. В космическом вакууме любая влага будет иссушена дочиста ;)


PS: Блин, какой же здесь удобный quoting! :D
Gray ©at <i>[Семейство кошачих]</i>  
+
-
edit
 

Balancer
Guest

гость
GrayCat>Хмм. В космическом вакууме любая влага будет иссушена дочиста ;)

Наверное, поэтому в одном из недавних полётов на челноке перед посадкой манипулятором скалывали замёрзшую глыбу размером с футбольный мяч :)

GrayCat>PS: Блин, какой же здесь удобный quoting! :D

:) Классика жанра...
 

piton

втянувшийся
GrayCat>Хмм. В космическом вакууме любая влага будет иссушена дочиста ;)

Эээ... нет я не согласен. естественно процесс сублимации, поскольку это будет лед а не жидкость, идет и тем интенсивнее чем больше энергии потребляет этот самый лед, но так дело обстоит на поверхности. По поему глубокому убеждению, внутри пористых материалов влага будет несколько отличаться от просто чистой, "объемной", воды. В силу своей аспиранской деятельности, я это сам, так сказать, пощупал :). Посему остаюсь на своем.
И еще аргумент в мою пользу: зачем тогда челноки сушат перед эксплуотацией? :)
С уважением...  
GrayCat>>Хмм. В космическом вакууме любая влага будет иссушена дочиста ;)

piton> Эээ... нет я не согласен. естественно процесс сублимации, поскольку это будет лед а не жидкость, идет и тем интенсивнее чем больше энергии потребляет этот самый лед, но так дело обстоит на поверхности. По поему глубокому убеждению, внутри пористых материалов влага будет несколько отличаться от просто чистой, "объемной", воды. В силу своей аспиранской деятельности, я это сам, так сказать, пощупал :). Посему остаюсь на своем.
piton> И еще аргумент в мою пользу: зачем тогда челноки сушат перед эксплуотацией? :)


Поддерживаю своего молодого коллегу :-))) Связанную воду, то бишь лёд, из теплозащитной плитки фиг вакуумом выгонишь. Так шта-а-а оторвать плитку (ну или ослабить её крепление) ента вода могла. Я тут питону в приватной беседе ещё одну версию высказал, но она уж слишком... умозрительна. Вот защитит он кандидатскую, тогда можно будет говорить - правда или нет, есть сегнетоэлектрический лёд или нет... Я вроде его обнаруживал, но, как говорится, у меня есть мнение, но я с ним не согласен...
 
+
-
edit
 

Balancer
Guest

гость
В.Ы.>Поддерживаю своего молодого коллегу :-))) Связанную воду, то бишь лёд, из теплозащитной плитки фиг вакуумом выгонишь.

Про ледяные кометы забыли, которые миллионы лет летают? :)

В.Ы.>Так шта-а-а оторвать плитку (ну или ослабить её крепление) ента вода могла.

Другое дело, что экперты утверждают, что возврат челноков с даже десятками отвалившихся плиток - не редкость и ничего фатального...

Всё же, ИМХО, от старости развалилась... У американцев всегда были проблемы с запасом прочности...
 

piton

втянувшийся
Balancer>Про ледяные кометы забыли, которые миллионы лет летают? :)

Ну а какова вероятность такого события? Что то мне каатся, что проще воду (лед) с собой привезти, чем дождаться когда она из глубин космоса с тобой познакомиться прилетит :)

Balancer>Другое дело, что экперты утверждают, что возврат челноков с даже десятками отвалившихся плиток - не редкость и ничего фатального...

Раз на раз не приходится:)

Balancer>Всё же, ИМХО, от старости развалилась... У американцев всегда были проблемы с запасом прочности...

Тут пожалуй и у других запас будет невелик. Со старостью не поспоришь.
С уважением...  
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★
Информация к размышлению:

От довольно известной в узких кругах ( клубове, фен клубове, хоби, развлечения, спорт, политика, форум за дискусии ) личностью - Св. Скромни ( Georgi Ushev - an Immigrant's View, Stories and Articles about the USA - in Bulgarian Language )


Отрывок из старого письма, писал Скромно Ваш:

..."Нынешный полет ОВ-102, КПС-107 (стерто). Ну и проблемы! То, что было по КПС-114 (из суеверия полетный контроль перенумеровали полет латынским CXIII), было пикником по сравнению с КПС-107!

Перед турпоездкой пришлось анализировать, может ли челнок летать с одной заклиненной флапой [флапейрон, конечно; прим. пер.]. Для этого пришлось менять программу, используемую для анализа аэродинамического управления - потому что программа была задумана работать непременно с флапой - и чтобы оберегала элевонов от отклонении за определенным режимом - чтобы не получилось оплавление изоляционных плиток элевонов... Удалось-таки, и даже обучил молодого коллега, "ученик", как ею [программой] крутить-вертеть (учил его замещать меня - когда отказался ехать в Техас). Закончил и свои анализы и представил их. Закончил ровно в пятницу, как раз перед воскресением, когда должны были поплыть на корабле (13 дек. 2002; прим.авт.)

После 2 января я должен был сделать пред-полетный анализ. И оказалось, что те же проблемы (с двигуном [привод, надо думать :); прим. пер.]), которые можем иметь с флапейроном - тот же двигун и для рулей, и для воздушного тормоза! Типа дайте посмотрим, может ли челнок лететь с заклиненным рулем и тормозами! И это - до последнего момента, перед запуском. Только-только КПС-107 взлетел, и бам-с - кусок изоляции Внешнего бака оторвался и врезался за ведущей кромки крыла. Туча обломков! Надежда - что обломки - это раздробленная из-за столкновения пена [полиуретановая, надо думать; прим. пер.]! А теперь всякие дяди при помощью разных спецштуковин смотрят откуда-то как дела с задетыми изоляционными плитками... И ожидаем возможные аномалии при схода с орбиты, из-за нарушенной аэродинамикой и оттуда - тепловой режим... Эх, сел бы КПС-107, прям камень с сердца!"...


Задетые изоляционным обрывком плитки - перед левой стойки шасси крышку [чеканная фраза, оставил без изменения; прим. пер.], к ведущей кромки крыла. Аэродинамические усложнения возникли бы еще во время транзиции [переход; прим. пер.] от слоистого [ламинарное; прим. пер.] к завихренному [турбулентное; прим. пер.] обтеканию, которая [транзиция] будет подтолкнутой ранее обычного (из-за шероховатости поврежденных плиток) и которая будет асимметричной. Нарушенное обтекание, однако, идет мимо ведущей кромки, и находится в сильном положительном давления градиент [sic!] - следовательно асимметрия не будет осязаемой. Номинальная транзиция для ОВ-102 - около Мак 12, ранная транзиция - Мак 15, почти невероятно в районе Мак 18. Транзиция типично благоприятствуется изменением крена.

В данном случае потери тепловых данных [о температуре] - точно в левом крыле, около левой стойки шасси. Потеря данных, без отчета изменения в уровне температуры, подсказывает мне расплавление проводов между тепловым чувствителем [датчик температуры; прим. пер.] и цифрующее устройство*. Разрушение структуры началось около Мак 18, чересчур рано для такой транзиции...Но точно во время изменения крена - что является "спуском" для такой транзиции...

По-моему, повреждение плиток было так глубоко, что тепловой прорыв ослабил структуру [несущую конструкцию; прим. пер.], вследствии чего даже в [режиме] слоистого [ламинарного] обтекания сочетание тепловых и аэродинамических нагрузок вырвало левое крыло.

Вопрос: дяденьки, которые смотрели в (используемых для шпионажа) штуковин... То ли они не захотели смотреть - типа чтобы не стало понятно, как сильно они видят и как весь мир им прям прозрачен - или не увидели - или что-то еще... Или не смогли увидеть - потому что реальность - это не фильм с дяденьками, видящими все в "По света и у нас"** на экранах в замедленном и ускоренном темпе вперед и назад... Если было известно, что повреждения теплозащитных плиток настолько глубокие, челнок бы использовал иной режим входа в атмосферу, с улучшеной вероятностью выживания. В данном случае КПС-107 входил на номинальном режиме.

Будет расследование. Посмотрим. Данные, которые я привел, уже были опубликованы. Поэтому я смею писать о них. Дальше... Беру под козырок и закрываю рот.

Привет! И прости их Господ!

ПС переводчика: Я перевел сначала на гладко-прилизанном русском языке, а потом прошелся и привел перевод примерно в таком виде, в каком и болгарский язык Св. Скромного. Неча письмо портить ;)




  • учитесь - вместо несения "дигитальной чуши" Св. Скромни термин придумал!
    • "По света и у нас" - традиционное название центральной информационной программы болгарского телевидения.


Перевод мой, оригинал на клубове, фен клубове, хоби, развлечения, спорт, политика, форум за дискусии

Перевод мой, оригинал на клубове, фен клубове, хоби, развлечения, спорт, политика, форум за дискусии
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★
На вопрос, что изменилось в последные несколько лет в термоизоляции подвесного бака и не съекономили ли на пену, Св. Скромни ответил постингом "Да здравствует бюрократическая экология":


Да живей бюрократичната екология! [re: King_Rat]
Автор Cв. Ckpoмни (ентусиаст)
Публикувано 02.02.03 18:38

Старая изоляционная пена Топливного бака была весьма хороша - но было декларативно заявлено, что она недостаточно экологична. И была заменена на новую - "экологическую", несколько лет назад. Новая экопена газит, что означает:
В процессе укладки пены поверх металлической обшивки бака остаются маленькие раковины с газом (все равно какой). Во время взлета давление с внешней стороны пены падает до точки, при котором давление в раковину становится способным вызвать локальное отклеивание пены - и несколько достаточно близкие раковины способны причинить отклеивание значительного куска пены. В данном случае кусок примерно 50 х 20 х 10 см.
Вот такой процесс выхода газов из внутренности структур (в случае - пена) в окружающую атмосферу мы называем газение.

Пена очень легкая, но соударяется с плитками с относительной скоростью что-то около 200 м/с - довольно значительная скорость для задетых плиток.

Сам процесс газения - определяющий основную нагрузку вместе с несколько еще сопоставимыми нагрузками - довольно-таки сложный.
Можно говорить об аэродинамической эррозии, вызвана обтеканием, о тепловых градиентах и пр.

Так что газения пены - старая тема. Но с новой, экологической пеной...
Я несколько дней тому назад выдвинул душманское мнение, что все экофичи пойдут к чертям, если потеряем один челнок...

Когда бумажные души и переписчики бобовых ставят технологические требования...

Оригинал на клубове, фен клубове, хоби, развлечения, спорт, политика, форум за дискусии
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★
Я переводил эти два постинга с болгарского в начале февраля, запостил на ВИФе: ВИФ2 NE

Св. Скромни - из группы проектно-конструкторского сопровождения шаттлов, начинал в Дугласе и занимался пассажирскими самолетами, а в конце концов оказался в Боинге.
 
+
-
edit
 

Balancer
Guest

гость
Balancer>>Про ледяные кометы забыли, которые миллионы лет летают? :)
piton> Ну а какова вероятность такого события?

Я имел в виду скорость испарения льда :)
А для столкновения с чем-то весомым в околоземном космосе и андрогенных артефактов полно :)
 

piton

втянувшийся
Ох! По поводу открытия что то на меня словоохотливость напала... Предлагаю еще один вариант: перед стартом корабль плохо просушили и теплоизоляция набрала чересчур много воды. Потом, при входе в атмосферу, она резко испарилась и привет, плитки теплозащиты оторваны. По моему по схожим причинам были потеряны плитки теплозащиты на первом спуске Бурана.
Другими словами, опять человеческий фактор.
С уважением...  
RU Бродяга #02.04.2003 22:00
+
-
edit
 
Да мне кажется всё просто и обычно. Они пренебрегли одним из факторов потенциально влияющим на безопасность — падением кусков теплоизоляции. Решили, что это не опасно.

Например достаточно массивный кусок отрывается раз в 200 полётов, вот и "поймали" они его только сейчас. :)
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  

yuu2

опытный

Balancer>Всё же, ИМХО, от старости развалилась... У американцев всегда были проблемы с запасом прочности...

А с моей колокольни видится другое ...

У них всегда были, хотя и редкие, проблемы с электрохимическими генераторами. Как на "Аполлонах", так и на челноках. (из 12 химгенераторных "Аполлонов" сбои были на двух; у челноков несколько раз были сбои на орбите - почему бы для разнообразия разок при посадке не глюкануть?)

При этом базовые генерирующие мощности шаттлов были расчитаны "впритык" к пику потребной мощности при посадке. А коль нет резервирования, то при падении мощности "Колумбия" могла не успеть собственным манёвром парировать асимметричность тепловых нагрузок крыльев. Али же что переклинило от потери напряжения...

Как говорится - возможны варианты ...
 

piton

втянувшийся
Balancer>Я имел в виду скорость испарения льда :)
Balancer>А для столкновения с чем-то весомым в околоземном космосе и андрогенных артефактов полно :)

Ну да. Если так, то понял, просто мне подумалось как раз про столкновение.
С уважением...  
RU Streamflow #03.04.2003 13:13
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

В.Ы.>Поддерживаю своего молодого коллегу :-))) Связанную воду, то бишь лёд, из теплозащитной плитки фиг вакуумом выгонишь. Так шта-а-а оторвать плитку (ну или ослабить её крепление) ента вода могла.

Форум сайта НК
Предварительные итоги обсуждения причин гибели экипажа и шаттла Колумбия (Страница 3)

streamflow
Member

отправлено 05-02-2003 10:10

"streamflow>>Никто не может сказать, были морозы на мысе Канаверал, пока "Колумбия" стояла на стартовой позиции?

Старый>Да при такой температуре, как у него во внешнем баке, и в любую жару чего хошь намёрзнет. С этим водородом проблема в том, что без хорошей теплоизоляции может намёрзуть даже воздух! Но думаю всё-таки льда не было, это заметили бы до запуска. А вообще в январе им определённо не везёт...

Причём здесь топливный бак? Я имею в виду ослабление крепления плиток на "Колумбии" при периодическом замерзании и оттаивании атмосферной влаги, проникшей в подложку.

А лёд в тех или иных количествах при старте на топливном баке просто обязан быть".
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Streamflow #03.04.2003 13:22
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

Там же

отправлено 08-02-2003 07:20

"Mimo_shel>А то что мол куска пенопласта недостаточно для удара, так он мог льда набрать из воздуха.

Пока пенопласт долго сидел на криогенном баке - лед на нем был обязан появиться.
Высота 20 км, скорость 1010 м/с, по стандартной атмосфере скорость звука 295 м/с, число Маха M = 3.4, статическая температура воздуха 217 К, температура торможения - 726 К. Имеющийся лед, видимо, начал таять. Шероховатость поверхности носовой части бака увеличилась, степень турбулентности потока возросла. Могли возникнуть какие-то нестационарности обтекания, то есть колебания потока, что способствовало бы отслоению теплоизоляции вместе с намерзшим на нее льдом. Если же и крепление плиток ранее ослабло либо из-за нового, может быть, недостаточно стабильного клея, либо из-за воздействия внешних погодных факторов за время нахождения "Колумбии" на стартовой позиции, то и последствия удара по передней кромке могли бы быть значительнее ожидаемых. Еще до первого полета все плитки "Колумбии" пришлось заново переклеивать, так как прочность самого первого клея оказалась ниже ожидаемой, а аэродинамические нагрузки - выше, чем по предварительным оценкам".
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
+
-
edit
 

Balancer
Guest

гость
Streamflow>Причём здесь топливный бак? Я имею в виду ослабление крепления плиток на "Колумбии" при периодическом замерзании и оттаивании атмосферной влаги, проникшей в подложку.

Насколько я знаю, проверка состояния теплозащитных плиток входит в штатные процедуры, выполняется, наверное, достаточно ответственно. Так что маловероятно...
 
RU Streamflow #03.04.2003 13:35
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

Streamflow>>Причём здесь топливный бак? Я имею в виду ослабление крепления плиток на "Колумбии" при периодическом замерзании и оттаивании атмосферной влаги, проникшей в подложку.

Balancer>Насколько я знаю, проверка состояния теплозащитных плиток входит в штатные процедуры, выполняется, наверное, достаточно ответственно. Так что маловероятно...

Это какая проверка, как та, что была перед первым вылетом "Колумбии", когда все 30+ тысяч плиток отрывали при заданном усилии, и оторвавшиеся переклеивали, или просто визуальная?
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Старый #06.04.2003 18:30
+
-
edit
 

Старый

из курилки

Если не ошибаюсь, это был второй полёт Колумбии после капремонта. Вряд ли плитки могли успеть силно отклеиться. Если только в ремонте чего-нибудь не напартачили...
Старый Ламер  
RU Бродяга #06.04.2003 18:56
+
-
edit
 
Я повторюсь, это кажется, конечно несерьёзным, но тем не менее.
У них там на Шаттле есть сортир, из которого вода выбрасывается в космос. И были случаи намерзания льда на днище, они его даже ориентировали на Солнце, чтоб просушить.

Причина кажется комической, но вспомните деток, которые "завалили" А-320.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
RU Старый #06.04.2003 19:03
+
-
edit
 

Старый

из курилки

На выходное отверстие сброса воды давно уже поставили подогрев, ещё после первых полётов.
Старый Ламер  
RU Бродяга #06.04.2003 19:07
+
-
edit
 
А где оно находится, Старый? (Простите Ламерство :D) Может быть Глыбы не намерзают, но некоторое количество льда образуется. Что если это лёд попал в повреждённое место?
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  

yuu2

опытный

Бродяга>А где оно находится, Старый? (Простите Ламерство :D) Может быть Глыбы не намерзают, но некоторое количество льда образуется. Что если это лёд попал в повреждённое место?

Вы лучше у него про сублимационный холодильник электрохимических генераторов спросите... Равно как про статистику их (генераторов) частичных отказов на орбите... Равно как про степень резервирования мощности по отношению к единичному отказу в момент наивысшего энергопотребления - при посадке...
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru