Фагот, May 11 2003, 17:24:
Везде говорят что он погиб на советских минах, но никогда не упоминается кто их поставил именно. Может "Ильмаринен" подорвался на немецком заграждении? И, кстати, где точно это произошло?
Приветствую, джентльмены!
По наиболее общепринятой сегодня версии (которой сейчас придерживаются, в частности, Морозов и Богатырев) "Ilmarinen" погиб на мине советского заграждения № 26, выставленного торпедными катерами с Ханко - в ночь на 30 июля ТКА №№ 134, 144, 174, 184 выставили на шхерном фарватере у Уте 6 мин обр.1926 г, 4 мины Р-1 и два минных защитника. Механизм гибели броненосца, наиболее вероятно, был таким - на выходе с шхерного фарватера корабль, прошедший точку заграждения № 26, подсек, а затем зацепил параваном одну из мин обр.1926 г, тащил ее некоторое время (около 7,5 миль), а при повороте броненосца на правый борт мина была притянута к борту и взорвалась. Нечто подобное, напомню, несколько раз происходило на Балтике в 1941 г с советскими боевыми кораблями.
Это наиболее реальный вариант.
А выходил "Ilmarinen" для участия в демонстрационной операции "Nordwind", задачей которой было дезориентировать командование советского Балтийского оборонительного района на Моонзундских островах относительно возможного направления высадки немецкого десанта. Одновременно немцы производили аналогичные демонстрационные операции у западного и южного побережья Моонзунда. Операции эти, как известно, увенчались полным успехом - советское командование БОБРа поверило в немецкие высадки с морского направления, готовилось к некоему повторению "Альбиона", соответственно построило оборону - а немцы высадились на "штурмботах" со стороны материка через Моонзундский пролив на Муху.
С уважением, Exeter.