Итак, дискуссия остановилась. Может быть ее немного оживить? И перенести на форум
НК?
Почитав реплики, я понял, что необходимо определиться в понятии того, что есть управление полетом. Существует классическое определение, данное в энциклопедии «Космонавтика» под ред. В.П. Глушко. Можно придумать другое, суть от этого не изменится. Важно, что процесс управления полетом КА всегда состоит из нескольких этапов: определение задач полета (или этапа полета), планирование операций для решения запланированных задач, реализация операций. Каждый из названных этапов в свою очередь распадается на целый ряд других. Вот и хотелось бы рассмотреть эти этапы применительно к поставленной задаче управления полетом межпланетного пилотируемого комплекса (МПК). Для этого необходимо определить основных участников процесса управления. Традиционно их три: наземный комплекс управления, точнее ЦУП, бортовой комплекс управления и экипаж. Для российского сегмента
МКС для каждого этапа процесса управления установлены свои приоритеты участия указанной тройки. Итак:
1) Определение задач полета (стратегическое планирование) – выполняет только ЦУП, БКУ не участвует, экипаж может принимать ограниченное участие в некоторых особых случаях.
2) Планирование операций для решения задач этапа полета. Распадается на ряд отдельных задач – краткосрочное планирование (одна-две недели), оперативное планирование (сутки). Здесь распределение приоритетов следующее: ЦУП, экипаж ограниченно). БКУ не участвует.
3) Реализация. Здесь картина уже значительно более сложная. Формально приоритеты таковы: 1) ЦУП, 2) БКУ, 3) экипаж. Но сложность в том, что реализация программы полета – это многогранный процесс. Он содержит как программу изменения состояния бортовых систем, конфигурации программного обеспечения БКУ, так и управление отдельными системами и их комплексами по предопределенным алгоритмам. Если бортовые программы полета задает ЦУП, он же и контролирует их исполнение, то управлением системами и комплексами занимается БКУ. В реальности осуществляется активное взаимодействие ЦУПа, БКУ и экипажа.
Для орбитальной станции существующей размерности на околоземной орбите такое распределение роли и ответственности представляться оптимальным. Хотя есть и другое мнение. Высказывалось мнение, что ЦУП вообще не нужен, достаточно экипажа и БКУ, в пример приводились ПЛАРБ. При этом как-то забывалось, что экипаж ПЛАРБ составляет 100-120 человек, половина из которых непрерывно стоят вахту. И никаких научных программ. Конечно, теоретически можно представить, что на борту КА экипаж определяет задачи полета, составляет программу полета и вводит ее в БКУ. БКУ реализует программу и управляет системами. Но тогда возникает вопрос: а когда экипаж будет заниматься наукой? Ведь оперативное планирование – процесс непрерывный.
Для МПК распределение роли и ответственности в процессе управления естественно должно быть иным. Причем оно будет меняться в зависимости от этапа полета. Вот здесь важно выработать и обосновать критерии, по которым придется менять роль субъекта управления в зависимости от этапа полета МПК. Здесь еще одна сложность. Сейчас непросто спрогнозировать развитие вычислительной техники и программного обеспечения на ближайшие 20…30 лет. Я далек от мысли, что этот процесс будет носить характер линейного хотя бы роста. Произойдет насыщение на каком-то уровне. Кроме того, если учесть немалую длительность разработки и ботовых систем, и бортовых комплексов управления, то не приходится надеяться, что через 20 лет на борту КА появится нечто, кардинально отличающееся от используемого сейчас. Развитие космической техники носит эволюционный, поэтапный характер. Если рассмотреть бортовой комплекс управления, бортовые системы МКС, то станет очевидным, что процент новизны по сравнению со станциями 2-го поколения («Салюты», «Алмазы», Skylab) там составляет 10-30%, не более. А ведь это уже вторая станция 3-го поколения (первым был комплекс «Мир»). Именно это обстоятельство и обеспечивает устойчивость эксплуатации таких станций. И всякие попытки совершить революцию пока приводили к провалам. Примеров тому немало. Я не случайно в качестве исходной точки для анализа возможных вариантов построения процесса управления полетом МПК выбрал современные ОС, как наиболее сложные, на данном этапе, космические комплексы. Мне представляется, что перспективный экспериментальный МПК будет создаваться на основе существующих ОС. Точнее, на основе существующих технологий создания ОС.