Довольно интересная статья, хотя весьма спорная ИМХО
Свежие новости Украины, объективная аналитика новостей украинской политики и экономики - Комментарии
//
www.proua.com
Дипломатия мониторов
Похоже, именно они в наше "мирное" время снова вошли в моду. И не где-нибудь в экзотической точке земного шара, а совсем близко – на Дунае…
С точки зрения памятников
Если спуститься от Киева вниз по течению Днепра до Черного моря, собирая и спуская на воду по пути все корабли, установленные на постаменты после Великой отечественной войны, начиная с монитора «Железняков» на Рыбальском острове и заканчивая бронекатером на набережной Измаила, - то к западным рубежам Украины мы подойдем уже во главе порядочной флотилии. Но это – если снять ПАМЯТНИКИ…
Про обороноспособность нашей державы вновь заговорили – львовская катастрофа заставила. А ведь еще совсем недавно многие всерьез считали, что обороняться-то нам не против кого – нет у независимой Украины противников, даже потенциальных. Между тем, пока существуют предпосылки для территориальных претензий (а их после двух мировых войн и распада двух империй накопилось немало), говорить о ненужности того или иного вида Вооруженных Сил, по крайней мере, преждевременно. Чтобы не повторять уже пройденные уроки. Часто – кровавые.
Итак, место действия – Дунай, хорошо известный по эпитетами «голубой», «волшебный», «сказочный», но в своем нижнем течении, там, где эта великая европейская река омывает румынские и украинские берега – больше желтый или коричнево-зеленоватый. Дунай – это не только маршрут для туристов, желающих насладиться покоем неспешного путешествия и красотами окружающего пейзажа. Прежде всего это – главная водная магистраль Европы, соединяющая Черное море с Атлантическим океаном. Два из трех основных рукавов-гирл его дельты – Сулинское и Сфынту-Георгиевское – находятся на территории Румынии, а одно, Килийское, принадлежит Украине.
Не будем утомлять читателя гидрологическими и экономическими подробностями, скажем только, что в силу целого комплекса объективных и субъективных причин, систематическое коммерческое судоходство Дунай-Черное море на украинском участке дельты невозможно. Соединительный канал Прорва (и без того достаточно сложный в навигационном отношении) обмелел, а денег на восстановительные работы нет. Проект же прокладки нового судового хода (разработанный еще в мае 2001 года)… утонул в куче правительственных бумаг, под давлением противоборствующих лоббистских группировок в Верховной Раде еще прошлого созыва. Между тем, пересохшая в течении большей части года Прорва так и стоит памятником – погребенному украинскому судоходству.
Но – это у нас. Соседняя же Румыния, несмотря на все катаклизмы последних десятилетий, не только сохранила свои внутренние водные пути в дунайской дельте, но и существенно повысила их эффективность. На сегодняшний день тщательно спрямленное и постоянно углубляемое Сулинское гирло, а также дополнительный шлюзованный канал Дунай - Черное море, проложенный в материковой зоне, не только обеспечивают надежное судоходство румынскому торговому флоту, но и дают стране неплохую прибыль в твердой валюте: проход по ним для иностранных судов платный.
Вот и получается, что, например, грузы из украинских портов Черного моря для украинских же портов на Дунае (Рени, Измаил) идут по Сулине, со всеми приятными для румынской стороны моральными и материальными последствиями.
К тому же, в отличие от Украины, Румыния не только умело использует свое географическое положение для получения реальных экономических (и политических!) преимуществ, но и, в случае необходимости, может эффективно свои достижения защитить. Дело в том, что наша соседка – единственное из государств, располагающее на Дунае мощной военной флотилией.
Непростые совпадения
Занятная все же штука – история. Особенно – даты. Вернее, их сопоставление. В последние, еще Союзные годы, в Измаиле, под сенью виноградной лозы, мирно доживала свой век бригада речных кораблей Черноморского Флота – карликовый потомок славной Дунайской флотилии.
Собственно, в состав бригады входило лишь пять ходовых катеров типа «Шмель», известных по боям с китайцами еще на Даманском (вооружение – танковая пушка, пара пулеметов и гранатометов и пусковые установки неуправляемых реактивных снарядов БМ -14-17 –более известные как «Катюши»), один тральщик, вооруженный торпедолов и – гордость всего флота - судно связи (оно же – штабной корабль) – ССВ-10, постройки 1930-х годов, потопленный во время Второй мировой войны и, позднее, заботливо восстановленный.
Грянул «парад суверенитетов», Украина обрела независимость, начался дележ флота, но… речная бригада еще долгое время (до 1995 года) оставалась под советским флагом. В то время это была единственная сила, способная, в случае необходимости, обеспечить защиту границы по Дунаю и прилегающих к реке районах.
Впрочем, последние годы «защитниками» моряков официальная пропаганда уже не считала, так как про танковые полки, регулярно разворачивающиеся для маневров на противоположном (румынском) берегу уже как-то не думалось. «Советскую» бригаду объявили «оккупационной». С апреля 1994 года корабли не только не могли выйти в полигоны боевой подготовки, но и находились в настоящей осаде с берега – так велико было желание поскорее поднять на них флаги независимой Украины.
И вот – свершилось! С 30 апреля 1995 года бригада речных кораблей ЧФ была расформирована. Ее корабельный состав на удивление быстро (в три дня!) разделили между Россией и Украиной полномочные представители обоих флотов.
Российской «доле» были предопределены скитания. Три бронекатера и тральщик, после продолжительной стоянки в Севастополе и еще более длительного пребывания в Темрюке, к настоящему времени уже бороздят просторы Каспийского моря. Украине отошли остатки – пара ходовых «Шмелей» и несколько – находящихся здесь же на консервации, а также - легендарный ССВ, который заодно с новым флагом, обрел и новое имя, став штабным кораблем «Дунай». Украинские речники стали пограничниками. Эпопея с военной флотилией на левом берегу Дуная закончилась…
Спустя всего несколько дней, в начале мая 1995 года, Румыния, на базе бригады речных сил, развернула на Дунае свою собственную военную флотилию …