«Сатурн» сделал двигатель без самолета
Россия и Франция совместно создают двигатель для нового российского регионального самолета
Вчера в рамках восьмого Международного салона «Двигатели-2004» состоялась презентация нового двигателя SM-146 для регионально-магистральных самолетов, разработанного ОАО «НПО «Сатурн» совместно с французской Snecma Moteurs. Работы по двигателю «нового поколения», который должен стать «сердцем» амбициозного проекта «Сухого» по созданию российского регионального самолета RRJ, ведутся уже больше трех лет. И вот теперь конструкторские разработки завершены, началось «доведение» отдельных компонентов, и уже намечен срок получения сертификата SM-146 – 2006 год. Представляя вчера на выставке результаты своих трудов, обе стороны были настроены более чем оптимистично. Французы напоминали о своих значительных денежных вливаниях в проект (по словам исполнительного директора Snecma в России Жана-Пьера Кожана, с 1999 г. его фирма инвестировала в разработку двигателя свыше 120 млн евро) и высказывали надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество с российскими «коллегами по цеху». Российская же сторона заявила, что проект имеет важное политическое значение и его успешная реализация должна существенно улучшить имидж России в глазах мировой общественности. Проблема лишь в том, что пока оптимистичные прогнозы продаж SM-146 прочно «завязаны» на проекте RRJ, реализация которого, несмотря на массу демонстрируемых преимуществ, вызывает большие сомнения у многих отечественных авиастроителей.
Соглашение о сотрудничестве НПО «Сатурн» и Snecma было подписано в августе 2001 г. Работу по созданию «нового двигателя для новой России» (именно так именуют стороны свою разработку) решено было организовать на паритетных началах, французская сторона производит для SM-146 газогенератор, коробку приводов и электронную систему управления (FADEC), а российская – турбину низкого давления и вентилятор. При этом испытания и окончательная сборка двигателя будут производиться в России, после чего SM-146 одновременно сертифицируют в нашей стране и в Европе. «Сейчас конструкторская разработка газогенератора завершена, мы переходим к его испытаниям», – так охарактеризовал нынешний этап работы над двигателем исполнительный директор Snecma в России Жан-Пьер Кожан. По словам представителей «Сатурна», программа производства SM-146 на две трети ориентирована на экспорт, общая выручка от его продажи оценивается в 6-7 млрд долл. Правда, на данный момент успешное продвижение нового двигателя на рынок во многом зависит от хода реализации программы «Сухого» RRJ. И хотя представители Snecma подчеркивают, что применение SM-146 не ограничивается только рамками RRJ (по мнению Жана-Пьера Кожана, созданный «с нуля» двигатель может через 5-10 лет быть востребован западными самолетостроительными компаниями Embraer и Bombardier), производители признают, что создавался он «под конкретный проект – RRJ».
Что же касается самого проекта RRJ, то на данный момент он находится в стадии разработки. Напомним, что RRJ (Russian Regional Jet) разрабатывает фирма «Гражданские самолеты Сухого» совместно с АК им. Ильюшина, ОКБ Яковлева и компанией Boeing. В марте 2003 г. проект RRJ стал победителем государственного тендера по разработке регионального самолета, объявленного Росавиакосмосом. Как вчера в ходе презентации рассказала заместитель генерального директора фирмы «Гражданские самолеты Сухого» Светлана Исаева, через неделю должен состояться второй совет авиакомпаний, на котором перевозчики смогут высказать свои замечания к основным системам самолета. Планируется, что в июне 2006 г. RRJ начнет свои летные испытания, а в 2007 г. уже будет введен в эксплуатацию.
Пока же машина существует только в виде компьютерных макетов: следуя практике, перенятой «Сухим» от партнера по проекту Boeing, самолет не будет запущен в производство, пока компания не получит от 40 до 50 заказов со стороны перевозчиков. На данный момент, по словам Светланы Исаевой, твердых заказов у «Сухого» нет, однако ведутся переговоры с несколькими авиакомпаниями. В ожидании контрактов, производители не устают перечислять разнообразные достоинства будущего семейства самолетов. RRJ должен стать первым российским самолетом, спроектированным целиком с помощью компьютерных технологий. Впервые по этому самолету ведется плотная работа с авиакомпаниями, которые могут по ходу конструирования высказывать свои пожелания и замечания. Самолет будет оснащен эффективным двигателем как для региональных, так и для магистральных маршрутов. Салон самолета будет отвечать всем нормам, принятым для дальнемагистральных лайнеров. Помимо официальных, существуют еще и не называемые вслух возможные преимущества RRJ: к примеру, участие в проекте Boeing может значительно облегчить и удешевить «Сухому» получение иностранных кредитов на строительство самолетов.
Большинство экспертов с вышеперечисленными достоинствами гражданского детища «Сухого» согласны, однако пока есть целый ряд серьезных сложностей, которые ставят под сомнение реальность доведения до конца этого проекта. Производители упорно отказываются называть конечную стоимость изделия, говоря о том, что «переговоры с каждой компанией будут вестись отдельно». Между тем, как отмечают эксперты, в RRJ используется большое количество зарубежных комплектующих, которые должны существенно увеличивать стоимость этой машины по сравнению с другими российскими аналогами, к примеру Ту-334 или совместным российско-украинским Ан-148. Производители RRJ говорят о том, что 70% проекта ориентировано на внешний рынок, причем дают очень амбициозные прогнозы по продажам: 17% в Европе, до 20% в Северной Америке. Пока не совсем понятно, какие конкурентные преимущества по сравнению с западными монстрами в области строительства региональных самолетов Embraer и Bombardier будет иметь RRJ. Отвечая на этот вопрос, Светлана Исаева заявила, что по самолетам Embraer у авиакомпаний существует много нареканий относительно комфорта, а с Bombardier «ситуация еще хуже». Как обещают производители RRJ, их самолет будет иметь более просторный салон, большее пространство для ног пассажиров и увеличенный объем отсеков для багажа. Правда, вряд ли эти свойства самолета могут стать определяющими в выборе западных авиакомпаний между новичком на гражданском рынке «Сухим» и «именитыми» самолетостроителями Embraer и Bombardier. Еще один серьезный момент – дата выпуска самолета (2007 год). К тому времени эта машина может стать неактуальной для многих крупных российских перевозчиков. Сейчас многие отечественные авиакомпании испытывают острый дефицит региональных машин, и, в частности, основной потенциальный покупатель RRJ – «Аэрофлот», который собирается объявить тендер на поставку таких самолетов уже в этом году. RRJ к этому сроку явно не успеет. Что станет с многомиллионным проектом «Сатурна» и Snecma в случае провала проекта «Сухого», пока сказать сложно. Очевидно лишь, что партнерам придется серьезно пересмотреть свои прогнозы продаж, которые сейчас составляют более 1500 единиц двигателей (из расчета, что рынку потребуется от 700 до 800 самолетов RRJ).
RBC Daily
Наталья Бендина, 14.04.2004
Вы девочки и мальчики
И будете, раз были
Вы все такие бабочки,
Ну как о том забыли..