Т-10-16

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

paralay

опытный

Интересуюсь.
Поделитесь деталями, что такое изд. 16 только сопло или двигатель?
Как могут работать его многочисленные створки и что такое эффект суперциркуляции?
"Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты" Артур Конан Дойл  
RU Владимир Малюх #17.04.2004 08:33
+
-
edit
 
[quote|paralay, 17.04.2004 10:57:43 :]Интересуюсь.
Поделитесь деталями, что такое изд. 16 только сопло или двигатель?
Как могут работать его многочисленные створки и что такое эффект суперциркуляции?[/quote]

На фото Т-10-26 а ЛЛ-ПС, сделанный на базе Т-10У-5. Т-10-16 - вполне себе обычный Су-27. Насколько я знаю дооборудовали только сопло, для исследования УВТ с плоским сопло. До этого Т-10У-5 был прототипом Су-30 (Т-10ПУ-5). Многочисленных створок там как-то не видно.

Прошу прощения, я опечтался впервые запостив пост, в первой строчке читать Т-10-26!!!!
Прикреплённые файлы:
01.JPG (скачать) [30 кБ]
 
 
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
Это сообщение редактировалось 18.04.2004 в 11:00

A.F.

втянувшийся

Позволю не согласиться. По моим данным, плоское сопло летало не на Т10У-5 (№01-02 производства иркутского завода), а на Су-27УБ №02-02 производства КнААПО. Вот какая картина на данный счет у меня сложилась на основе разговоров с М.А.Погосяном (бывшим руководителем этих работ у Сухих) и В.М.Чепкиным, тогдашним Ген.конструктором "Сатурна":

"В рамках работ по созданию перспективного авиационного двигателя 5-го поколения в конце 80-х гг. НПО им. А.М.Люльки в содружестве с уфимским НПО «Мотор» (главный конструктор А.А.Рыжов), ЦИАМ, ЛИИ, «ОКБ Сухого» и КнААПО был проведен цикл исследований по плоскому соплу изменяемой геометрии. Использование плоского сопла с подвижными панелями могло обеспечить управление вектором тяги двигателей как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, а также реверсирование тяги для эффективного торможения самолета при посадке и боевом маневрировании. Кроме того, применение такого сопла должно было способствовать значительному снижению уровня инфракрасной заметности летательного аппарата - параметра, которому придавалось большое значение при разработке перспективных боевых самолетов 5-го поколения.
Экспериментальное плоское сопло было изготовлено в НПО «Мотор» и установлено на левый двигатель АЛ-31Ф летающей лаборатории ЛЛ-УВ(ПС), созданной в 1990 г. на базе самолета Су-27УБ № 02-02 производства КнААПО. Руководителем работ по этой летающей лаборатории был назначен заместитель главного конструктора (а позднее - главный конструктор) «ОКБ Сухого» М.А.Погосян. Доработка Су-27УБ в летающую лабораторию была выполнена в Комсомольске-на-Амуре, после чего на самолете Ан-22 «Антей» машину перевезли на аэродром ЛИИ. На ЛЛ-УВ(ПС) было выполнено 20 полетов, в ходе которых были получены данные по значительному (в несколько раз) снижению уровня ИК-заметности двигателя с плоским соплом.
К сожалению, недостаточное финансирование не позволило провести на этом самолете полный цикл летных испытаний по отработке управления вектором тяги и реверса. К тому же при разработке плоского сопла и его стендовых испытаниях пришлось столкнуться с двумя серьезными проблемами. Во-первых, при трансформации круглого потока газов за турбиной в плоский в сопле были получены потери тяги, достигавшие 14-17%. Во-вторых, по массе плоское сопло оказывалось значительно тяжелее традиционного осесимметричного. Дело в том, что в круглом сопле имеют место только растягивающие напряжения, в плоском же появляются и изгибающие. Эти напряжения требуют принятия определенных мер по обеспечению прочности для избежания деформаций сопла, а следовательно - лишних затрат массы.
Эту проблему можно было обойти применением материалов типа «углерод-углерод». Такие материалы имеют низкий удельный вес и выдерживают высокие температуры, но все равно требуют эффективной теплозащиты - специальных покрытий из высокотемпературной керамики. Подобные материалы, располагающие необходимым для применения на самолете ресурсом, в то время находились еще в стадии разработки. Поэтому на данном этапе работы по плоскому соплу решено было приостановить, и, учитывая имевшийся задел по управлению вектором тяги с использованием поворотного круглого сопла, для перспективного ТРДДФ АЛ-41Ф было выбрано отклоняемое осесимметричное сопло. Аналогичная конструкция была реализована и на двигателе АЛ-31ФП для самолетов Су-27М №711 (Т10М-11) и Су-30МКИ."
("Су-27. История истребителя", издание 2000 г.)

Вопрос к Паралаю. А откуда цифры "16"? Т10-16 - один из первых серийных Су-27 (Т-10С), построенный на КнААПО в 1982 или 1983 г.
 
RU Владимир Малюх #19.04.2004 07:51
+
-
edit
 
Более детальное "копание" показало, что было две ЛЛ с целью исследования УВТ.

Первая ЛЛ-КС - на базе Т-10-26, с осесиметричным соплом и вторая ЛЛ-ПС - на базе Т-10У-5, вот с эти плоским. Еще была ЛМК-2405, на базе серийного самолета, на которой отрабатывалсь боковая ручка (реально на самолете были установлены обе - штатная и боковая)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
+
-
edit
 

paralay

опытный

для A.F.
>Вопрос к Паралаю. А откуда цифры "16"? Т10-16 - один из первых серийных Су-27 (Т-10С), построенный на КнААПО в 1982 или 1983 г.

К сожалению сейчас уже не вспомню, возможно «Вестник авиации и космонавтики» 1993 год, там была маленькая заметка, видимо опечатка.
Благодарю за исчерпывающий ответ.
"Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты" Артур Конан Дойл  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru