> И каковы причины отказов?
Рискну опередить Виктора: банальное отслоение тензорезистора.
Оно может и не видно, но датчик уже не работает всей площадью.
Чаще всего мне приходилось тензометрировать крепления РДТТ к упорной плиты стенда для огневых испытаний.
Узел крепления представляет собой хитрую конструкцию из инструментальной стали, закаленой до звона, отшлифованной и отполированной до блеска. Совсем небольшая - с одной стороны есть фланец для крепления к плите (на плите - каналы, в каналы - головки болтов; плита очень похожа на стол фрезеровального станка), а с другой - чаще всего резьба для крепления к переходному дну. Как правило, такой узел размером с кулак и массой с килограмма.
На нем наклеены от 4 до 12 тензорезистора, в зависимости от того, что и как желаем мерить - только тяга по оси, или еще какие элементы типа момента и эксцентриситета.
После наклеивания тензорезисторов узел крепления проверяется на предмет грубых ошибок - нажимаем и смотрим, как изменяется сопротивление каждого датчика. Если изменение плавное, а зависимость - ожидаемая, хорошо. Если есть рывки и вообще необъяснимые особености - брак наклеивания. В этом случае приходится переклеивать.
После того узел крепления лакируется в 2...3 слоя специальным лаком. Если нет, используем лак горячего отверждения, что идет на лакирование гильз патронов к АК
После этого на деталь наматывается термоизоляционный и предохранительный слой, а выводы тензодатчиков подпаиваются к проводам от разъема.
И начинается тарировка, которая длится несколько дней.
В процессе тарировки десятки раз делается лесенка вверх и вниз через 2 % нагрузки, после этого получаем тарировочную функцию. Обычно линейную, но иногда и нелинейную.
После этого узел крепления двигателя к упорной плите превращается в измерительный инструмент
Перед началом и после завершения каждой серии испытаний тарировочная функция проверяется с целью избежания грубых ошибок. С узлом крепления обращаются, как с писанным яйцом - ему положен специальный ящичек с мягким гнездом, крепления и ключ для затягивания гаек запрещено использовать для других целей.
И все равно в один прекрасный день тарировка летит. Чаще начинает ползти, но иногда и "рвется". Это означает, что какой-нибудь из датчиков отклеился. Хотя вообще не заметно, даже под микроскопом.
Тогда все датчики сошлифовываются и наклеиваются новые.
Срок службы такого стенда очень разный, но редко более 3 лет. Иногда - две недели
Потому и перешли на тензорезисторы, напыляемые прямо на деталь. Конечно, сначала наносят какой-то подслой.
Вот такие тензорезисторы теоретически вечны. На практике выходят из строя, когда узел крепления необратимо деформируется или дает микротрещин.