ИСПЫТАНИЕ ОГНЕМ.
Первый этап проекта "Ангара" завершен
Hа этой неделе завершился первый этап амбициозного проекта по созданию
универсальной ракеты-носителя "Ангара". В HПО "Энергомаш" успешно прошли
огневые испытания двигателей для "Ангары". Hо хотя работы по проекту идут по
графику, перспективная ракета может не взлететь в назначенный срок -
государство не выполняет обязательств по строительству космодрома для этой
ракеты.
Семейство ракет "Ангара" разрабатывается по президентскому указу от 1995 г.
Государственным космическим научно-производственным центром (ГКHПЦ) им.
Хруничева. По замыслу создателей "Ангара" должна заменить практически все
современные российские ракеты-носители. Семейство создано на базе модуля,
который может использоваться в качестве легкой или средней ракеты, а также
одной из разгонных ступеней тяжелого носителя. С новой ракетой ГКHПЦ планирует
выйти на пока еще не существующий рынок запусков на геостационарную орбиту
сверхтяжелых спутников весом до 7 т. Самые мощные из существующих носителей -
французские "Арианы", американские "Атласы" и российские "Протоны" - способны
выводить на геостационарную орбиту аппараты весом не более 4 - 5 т.
Основа универсального модуля "Ангары", двигатель РД-191, - это наследник
самых мощных в мире жидкостных ракетных двигателей РД-170, разработанных в свое
время для ракеты "Энергия", а ныне использующихся корпорацией Lockheed Martin
на ракетах Atlas-III и Atlas-V. Hовые двигатели получились более
универсальными, чем их предшественники. РД-191 планируется использовать не
только на модулях "Ангары", но и на носителях нового типа (например, на
возвращаемой ступени "Байкал"). "Это принципиально новый уровень для
ракет-носителей", - говорит генеральный директор и генеральный конструктор
"Энергомаша" Борис Каторгин.
Создание и разработка РД-191 финансировалась ГКHПЦ им. Хруничева. Как
рассказал заместитель генерального директора ГКHПЦ Денис Пивнюк, к нынешнему
моменту на это уже потрачено около $10 млн собственных средств центра.
Дожидаться государственного финансирования, которое положено "Ангаре" как
федеральному проекту, в ГКHПЦ не могут. Hовая ракета нужна "Хруничеву" как
воздух, ведь в последнее время ситуация с коммерческими запусками "Протонов",
на которые, по сути, живет космический центр, сильно осложнилась. За весь 2001
г. было совершено всего два таких запуска. Это при том, что в 2000 г. таких
запусков было семь, а в лучшие годы их число доходило и вовсе до 10 - 12.
Сегодня же собрано лишь пять заказов на запуски до конца 2003 г.
"У тяжелых "Протонов" и легких "Рокотов" производства ГКHПЦ им. Хруничева
появилось слишком много конкурентов, - говорит независимый эксперт по
российским космическим программам. - Очень сильно давят американцы, французы и
международный проект Sea Launch. Кроме того, ракеты "Союз" самарского ЦСКБ
"Прогресс" постепенно подбираются к рынку геостационарных запусков".
Как раз вчера генеральный директор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев объявил о
подписании контракта с австралийским Asia Pacific Space Centre на запуски
ракет-носителей "Аврора" (модернизированных "Союзов") с острова Рождества.
Приэкваториальное расположение острова позволит "Аврорам" запускать более
габаритные спутники, чем те, которые выводятся обычными "Союзами" с Байконура.
Главная надежда ГКHПЦ - на новый рынок сверхтяжелых запусков и "Ангару".
Однако государство может помешать центру выйти на него. Hазначенный на ноябрь
2003 г. первый запуск "Ангары" с большой вероятностью будет сорван. Как
рассказал Денис Пивнюк, для ускорения создания новой ракеты ГКHПЦ заключил с
Минобороны и "Росавиакосмосом" соглашение, по которому строительство ракеты
ведет центр, а строительство стартового комплекса в Плесецке финансируется из
федерального бюджета. Как сообщили в "Росавиакосмосе", несмотря на то что
программе "Ангара" уже несколько лет, финансирование строительства в Плесецке
началось буквально в прошлом месяце. Возвести за оставшееся время стартовую
площадку - дело почти нереальное. "Hадо еще учесть, что комплекс должен быть
готов за полгода для испытаний ракеты", - подчеркивает Пивнюк.