К вопросу о достаточности или недостаточности пяти Зенитов для 100 тонн ПН на орбите ИСЗ
.
Зенит имеет диаметр 4100 мм - максимум, допустимый железной дорогой. Такой же диаметр, по той же причине, имеет Протон.
Зенит примерно той же длины, что и Протон.
Уже это намекает на то, что ПН Зенита сильно отличаться от Протона не должна. Посмотрим на тягу. Стартовая тяга Протона - 6 х 150 = 900 тонн силы, Зенита - 800 тс. Разница небольшая. А теперь вспомним, что двигатели - в терминах УИ - у Зенита заметно эффективнее (отчасти ещё и благодаря более эффективному топливу) - это значит, что топлива нужно меньше, и ракета на старте легче, и нужна меньшая масса. В результате получается, что теоретически можно иметь ПН Зенита не меньше 8/9 от ПН Протона - то есть, скажем, 20 тонн против 22,5. То, что Зенит в полтора раза меньше выводит - результат недоразмеренной второй ступени; об этом же говорит профиль траектории. Если поменять вторую ступень (и тем более поставить третью, как сделано у Протона), то ПН Зенита вполне вырастет.
Для неверящих напоминаю - тяга Энергии на старте была как раз равна тяге пяти Зенитов - 4 блока первой ступени + 4 движка РД-0120 по 200 тс каждый. А Энергия уже в первом полёте выводила 88 тонн.
Теперь моё мнение
. На пяти блоках первой ступени Зенита вполне может стартовать ракета, выводящая на орбиту даже больше 100 тонн. Последний намёк: стартовая тяга пяти Зенитов превышает стартовую тягу Сатурна-5 (об УИ опять умолчим). А Сатурн-5, как известно, выводил до 145 тонн на низкую орбиту. Так что...