немного ещё про учения ПВО СНГ:
Совместные действия по отражению внезапного нападения с воздуха и предотвращение захватов самолетов террористами - таковы главные цели командно-штабных учений, которые проходят в эти дни на территории России и сопредельных государств. В них принимают участие военные подразделения восьми стран СНГ. Учения идут по всем стратегическим направлениям. Всего за время маневров в воздух поднимутся около 60 самолетов.
Центральный командный пункт Военно-воздушных сил находится в подземном бункере на глубине более ста метров. Сюда стекается информация из воинских частей восьми стран СНГ. Под контролем - воздушное пространство всего бывшего Советского Союза. Впервые в этих учениях участвует новая российская авиабаза Кант в Киргизии.
За десятком чугунных дверей толщиной в полметра вход в шахту - и еще 35 этажей вниз. Высшая степень секретности. Операторов телевидения долго инструктируют, как снимать. Если в кадр случайно попадает карта-схема противовоздушной обороны, ее приходится закрывать "мозаикой".
Телефоны не смолкают. Главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов успевает отдавать приказы командующим армий семи стран.
Помимо России, это все среднеазиатские государства, кроме Туркмении, а также Армения, Украина и Белоруссия. Отрабатываются действия по отражению внезапного нападения с воздуха и предотвращению захватов воздушных судов террористами.
В совместных учениях задействованы не только авиационные части, но и зенитно-ракетные, радиотехнические и
химические войска. Предполагается, что в воздушное пространство Содружества проникают сразу несколько нарушителей.
Их, выражаясь армейскими терминами, "подыгрывают" российские дальние бомбардировщики Ту-22. И уже через полчаса - это высшая степень готовности - учебные цели уничтожены.
Как говорят военные, все проходит гладко.
Вот только Грузия не успевает дать добро на пролет через свою территорию российского самолета-разведчика А-50. Приходится поднимать его на предельную высоту в Дагестане, откуда он следит за воздушным пространством Армении и всего Закавказья.
А в Киргизии натовцы, видимо, желая проследить за перемещениями союзников, поднимают в воздух свой самолет. В свете последнего расширения Североатлантического блока в Европе эти учения весьма своевременны. С натовцами работать еще не разучились, говорят летчики. "Мы сохранили достаточно мощную группировку на Северо-западе, на Западе России, и нас появление натовских самолетов не смущает", - говорит главком ВВС России Владимир Михайлов. Лучше сотрудничать, заявляет он уже после учений. Например, вместе противостоять созданию в Средней Азии террористических групп.
Интересные вещи в репортаже:
30-я дивизия надводных кораблей - наследница прославленной Черноморской эскадры - отмечает свое 35-летие.
У личного состава - приподнятое настроение. Военные моряки довольны, что их соединение вновь участвует в масштабных маневрах.
Юбилей 30-я дивизия надводных кораблей празднует в самый разгар масштабных учений Черноморского флота. Так что больших торжеств моряки устраивать не стали. Утром провели праздничный митинг и парад, но уже после обеда снова взялись за работу.
Еще несколько лет назад учебная тревога на корабле у причала была чуть ли не единственной возможностью для матросов приобрести боевые навыки. Теперь тренируются все больше, как и положено, в море. Боевыми стрельбами матросов теперь уже не удивишь, да и дальние походы не воспринимаются как что-то из ряда вон выходящее. "Именно так сплачивается экипаж, зарождается флотское братство", - считает заместитель командира по воспитательной работе Юрий Тарариев.
Матрос Евгений Авдеев на флот попал после окончания Белгородского университета. Военной кафедры не было. Сначала считал дни до приказа, теперь демобилизовываться с противолодочного корабля
"Керчь" не хочет, хотя время уже подошло:
"Осенью корабль пойдет на учения, и мне хотелось бы вместе с ними в поход".
30-я дивизия надводных кораблей сформирована на базе знаменитой Черноморской эскадры, той, что во время Великой Отечественной не подпустила фашистские самолеты к Севастополю. С тех пор задача не изменилась - защита южных рубежей России. "30-я дивизия надводных кораблей - боевое ядро", - говорит командующий Черноморским флотом Владимир Масорин.
Боевые задачи выполняют десятки кораблей: и противолодочные, и десантные, и сторожевые. Гордость дивизии - флагман Черноморского флота крейсер "Москва".
А с 2005 года по 2010-й запланировано обновление технического парка, сообщил командир 30-й дивизии надводных кораблей Владимир Васюков.
30-я дивизия Черноморского флота - поистине рекордсмен по количеству воспитанных здесь адмиралов. С тех пор, как она была еще эскадрой, здесь начинали свою карьеру знаменитые Горшков, Кузнецов и еще 70 высших морских офицеров. Впрочем, чего еще ждать от воинской части, которую называют боевым ядром флота?
Про сибирские учения (нововсть была выше):
Школа боя по- сибирски
Валерий ЩЕБЛАНИН, Тимур ЛАМБАЕВ, Алексей ПОПОВ.
Фото пресс-службы СибВО.
В Забайкалье, как уже сообщала «Красная звезда», прошло масштабное командно-штабное учение на местности под руководством командующего войсками Сибирского военного округа генерал-полковника Николая Макарова.
Привлекалось более 60 воинских структур – штабы и органы управления приграничного общевойскового объединения и ряда соединений, части и подразделения боевого и материально-технического обеспечения, значительные силы войск, которые реально действовали в обстановке, максимально приближенной к боевой. В КШУ участвовали также военные комиссариаты, оперативные группы войск центрального подчинения, пограничников и других силовых ведомств. На одном из этапов учения штабы были выведены на полевые подвижные пункты управления, а войска, совершив комбинированный марш, сосредоточились на одном из крупнейших полигонов СибВО. Здесь был произведен пуск боевой ракеты «Точка-У», состоялось тактическое учение с боевой стрельбой одного из мотострелковых батальонов полка постоянной готовности, осуществлено десантирование одного из подразделений десантно-штурмовой бригады, которой командует полковник Андрей Хоптяр.
В интересах решения мотострелками учебно-боевых задач была задействована фронтовая и армейская авиация, ракетные войска и артиллерия, специальные войска, силы и средства ПВО. Учение, в ходе которого отрабатывались нестандартные учебно-боевые задачи, прошло на сложном оперативно-тактическом фоне и, безусловно, стало для воинов-сибиряков хорошей школой профессионализма.
Штабы и структуры управления всех уровней последовательно, в напряженной тактической обстановке и в сложных климатических условиях, вызванных похолоданием и обильными снегопадами, отрабатывали задачи по обстановке и поступающим вводным, осуществляли взаимодействие с участвовавшими в учении оперативными группами пограничников и других силовых ведомств. Привлеченные на учение военные комиссариаты решали комплекс территориальных задач.
Особая ценность этого мероприятия заключалась в том, что все задачи, стоявшие перед представителями различных родов войск и ведомств, решались в едином комплексе, в условиях, максимально приближенных к боевым, зачастую на незнакомой местности. По сути дела в ходе одного крупного учения свои «мини-учения» провели ракетчики, артиллеристы, авиаторы, мотострелки, десантники, пограничники. Это позволило сэкономить столь дефицитные нынче ГСМ и другие материальные ценности, средства.
Подобный подход к полевой выучке в СибВО становится традиционным. Напомним, что ровно год назад такой же, как и сейчас, полк постоянной готовности СибВО, правда, не мотострелковый, а танковый (им в то время командовал полковник Николай Илямаков), был в полном составе выведен на учение. На полигоне планировалось отработать действия подразделений в особый период, провести оборонительный бой с боевой стрельбой из всех видов вооружения. Прибывший в район учения тогда еще начинавший свою деятельность в качестве командующего войсками СибВО генерал-полковник Николай Макаров после заслушивания командного состава полка, тщательной проверки занятых боевых порядков оценил готовность танкистов к учению и особенно к этапу боевой стрельбы неудовлетворительно, то есть фактически остановил разворачивающиеся «боевые действия».
Потребовалось еще двое суток, чтобы поправить ситуацию. Танкисты уже в ходе учения были введены в принципиально иную, более сложную тактическую обстановку, активно провели подготовительный период, организовали полномасштабное, а главное – не формальное, как прежде, боевое обеспечение, что в конечном счете позволило им успешно решить все задачи. Те события офицеры полка до сих пор вспоминают с виноватыми улыбками и, конечно же, благодарят командующего за подлинную школу боя, преподанную им в заснеженной забайкальской степи.
Уроки годичной давности, естественно, не забыты. Так что нынешние «усложненности обстановки» воспринимались участниками учения не как какой-то аврал, а как само собой разумеющийся факт боевой подготовки.
Так же точно по заведенной уже в СибВО для подобных мероприятий традиции на учение были приглашены командиры всех полков округа. Естественно, выезд их на полигон не был вариантом «загородной прогулки». Перед началом БТУ с боевой стрельбой со всеми присутствовавшими офицерами было проведено показное занятие по тактике действий мелких подразделений в обороне и наступлении. В дальнейшем эти и другие вопросы были конкретно проработаны на различных этапах БТУ мотострелков.
На начальном этапе учения мотострелковый батальон майора Сергея Дмитриева, повзводно заняв оборону на близлежащих высотах и подступах к ним, вел оборонительный бой. «Противник» был, как говорится, не промах, действовал грамотно, напористо. На каком-то этапе он даже начал теснить оборонявшихся, однако в конце концов мотострелкам удалось заманить «врага» в огневой мешок, ввести в «бой» дополнительные силы и провести стремительную контратаку с участием воздушного десанта. Несмотря на отчаянное противодействие «противника», подчиненные майора Дмитриева все-таки вырвали свою очень и очень трудную и потому по-особому дорогую победу.
Значимость ее подчеркнул в полевом блицинтервью для «Красной звезды» начальник управления боевой подготовки СибВО генерал-майор Сергей Мишанин: «Время учебы в кабинетах, вызванное кризисными явлениями, уходит в прошлое. Принцип учить войска тому, что необходимо на войне, сегодня снова вполне выполним. Нужны лишь командирская воля, умение обучать людей, концентрация на ключевых участках имеющихся возможностей и постоянный поиск резервов учебы. Под лежачий камень вода не течет...»
Заметим, что сегодня управление боевой подготовки округа ставит войскам задачу: до 30 процентов занятий по тактической подготовке проводить ночью, до 70 процентов – в поле, на пунктах управления со средствами связи и материальной частью.
Командир мотострелкового полка постоянной готовности полковник Евгений Скобеев – фактически главное действующее лицо событий на полигоне, а стало быть, и «главный ответчик» - не стал особо развивать комментарий «окружного начальства». Он лишь устало вытер пот со лба и сказал, что доволен своими ребятами.
– Они прекрасно «повоевали». То есть получили прекрасный урок боевой подготовки.
Итоги учения комментирует командующий войсками Сибирского военного округа
генерал-полковник Николай МАКАРОВ:
Прежде всего отмечу, что все мероприятия, связанные с подготовкой войск округа, и особенно офицерского состава, уже второй год мы проводим не по старым шаблонам, а в тесной связи с конкретными условиями жизнедеятельности войск, их предназначением, и, главное, - с теми вызовами, которые выдвигает военно-политическая ситуация в мире и регионе. Прошедшее учение не исключение.
Особенность его прежде всего в том, что оно было проведено по новой для войск тематике и по единому замыслу с региональным командно-штабным мобилизационным учением, которое накануне прошло на территории Забайкалья, став первым этапом общевойскового КШУ. В ходе регионального КШМУ с привлечением из запаса более чем 10 тысяч военнообязанных полномасштабно был отработан комплекс мобилизационных вопросов, в том числе с решением военкоматами Читинской области ряда задач территориальной обороны, которые уже многие годы отсутствовали в тематике подобных учений.
Учение прошло исключительно динамично. Созданная на нем обстановка заставляла командиров всех уровней думать и принимать решения самостоятельно, гибко реагировать на многочисленные вводные. Реальные действия войск были насыщены такими элементами, как огневые засады, бой боевого охранения, втягивание противника в огневой мешок и его последовательный разгром, контратаки, активный маневр резервами. Это позволило в конечном итоге предметнее реализовывать наши установки по существенному повышению профессионализма офицеров оперативно-тактического, войскового звеньев.
На учение было привлечено значительное количество средств усиления, в его интересах действовали фронтовая авиация, боевые вертолеты, ракетные войска и артиллерия, войска связи и ПВО, парашютно-десантное подразделение. В рамках КШУ два батальона мотострелкового полка провели полнокровное тактическое учение с боевой стрельбой на незнакомой местности.
В целом задачи учения выполнены, штабы получили реальную практику управления войсками, а командиры всех уровней - навыки организации современного боя, причем с учетом тех новых моментов, которые вытекают из уроков современных локальных конфликтов в мире.
Ещё чуток
В рамках сбора по боевой тревоге был поднят самоходно-артиллерийский полк, которым командует подполковник Игорь Мамакин. С ним проведено показное занятие под руководством начальника артиллерии армии полковника Виктора Щепилова
Самым динамичным этапом сбора стало показное командно-штабное учение мотострелкового полка, которым командует гвардии полковник Ринат Гимадеев. Руководил учением командарм генерал-майор Александр Постников. На фоне наступления батальона особое внимание уделялось действиям боевых групп, минометной батареи, подразделений обеспечения.