Чтобы закончить с "Авророй", вот такой документ
Из воспоминаний старого матроса-большевика, члена ЦЕНТРОБАЛТА Н.А. Ховрина
«Одним из распоряжений Военно-революционного комитета было приказание крейсеру «Аврора» встать на якорь у Николаевского моста на случай обстрела Зимнего дворца, где помещалось Временное правительство. Не зная, как поведут себя находившиеся во дворце воинские подразделения, мера эта казалась необходимой, тем более, что на «Авроре» были крупнокалиберные пушки. Однако командование крейсера отказывалось от выполнения приказа, ссылаясь на неглубокий фарватер на Неве. Кроме того, машины «Авроры» не были в то время собраны. Все же дело уладилось: буксир вывел крейсер к мосту, где он и встал на якорь. Когда стали готовить пушки, то оказалось, что к ним нет прицелов. Кто-то запер прицелы в каюте. Так в поисках того или другого дотянули дело до вечера. Словом делалось все для того, чтобы приказ Военно-революционного комитета не был выполнен. Но все же в самый решающий момент «Аврора» дала один холостой выстрел и этим вся роль крейсера была исполнена.
Разобраться в неполадках на «Авроре» было в то горячее время некогда, но впоследствии, когда матросы узнали о действиях этого крейсера, они ругались и плевались. Команду, как таковую, никто не обвинял. Часть ее также участвовала во всех делах Великого Октября. Но поведение руководства крейсера было ниже всякой критики. Объяснялось это дело следующим образом. Стоя вне интересов партии и не желая участвовать в восстании, командование крейсера очутилось между двух огней: не исполнить приказание Военно-революционного комитета было невозможно, так как оно могло привести к расправе со стороны присутствующих матросов из Кронштадта и Гельсингфорса. Отсюда и холостой выстрел – приказание как будто выполнено, а на самом же деле выстрел был холостой. В случае неудачи у большевиков, можно все объяснить: «Нас принудили силой, но мы их обошли и дали холостой выстрел.»
Эта версия была очень сильна и долго жила среди матросов, пока память не стерлась.
27 октября (по старому стилю) В.И. Ленин вызвал к прямому проводу в Гельсингфорсе председателя Центробалта (в то время председателем был Н.Ф. Измайлов) и кроме других вопросов дал указание, чтобы в Петроград был выслан надежный военный корабль, а именно линкор «Республика». Но так как «Республика» имела очень большую осадку и не могла войти в Морской канал, то в Петроград был направлен крейсер «Олег». По своей значительности в смысле вооружения «Олег» был не сильнее «Авроры». Почему же Владимир Ильич, потребовал корабль в Петроград, зная, что в Петрограде находится «Аврора»? Объясняется это тем, крейсеру не исполнившему приказания Военно-революционного комитета не было уже веры. О нем забыли и считали не своим, а нейтральным. Тогда были такие воинские части и подразделения.
Все вышеизложенное могут подтвердить все старые матросы, бывшие в то время в Петрограде. Кстати, покойный тов. Штарев рассказывал мне, что радиостанция крейсера «Аврора» принимала радиограммы для противников новой власти, но я повторяю, время было горячее и некому было всем этим заниматься. Обругав, кое-кого как следует, дело это бросили и предали забвению.
Приблизительно с тридцатых годов, благодаря художникам, поэтам, журналистам, режиссерам и некоторым писателям, началось воспевание крейсера «Аврора». Слава этого крейсера особенно расцвела во времена культа личности. Матрос, обвешанный пулеметными лентами и крейсер «Аврора» становятся эмблемами Великой Октябрьской революции, а все остальное как будто и не существовало.
Так называемые писатели сочиняют разные небылицы, и их книжечки издаются в сотнях тысяч экземпляров и никто им ничего не говорит. Забыта работа партии в Балтийском флоте, забыты борьба и дела революционных матросов, холостой выстрел «Авроры» вырос, в … залп. А на деле, все, что писалось и пишется об «Авроре» и матросе в пулеметных лентах, является от начала и до конца искажением действительной истории. Спустя 15 – 20 лет, холостой выстрел начинают называть сигналом к общему штурму Зимнего дворца, а мы, участники этого штурма, узнаем об этом сигнале 15 – 20 лет спустя. Да и тому же Антонову-Овсеенко неудобно было писать, что руководство крейсера «Аврора» не исполнило его указание, - нарушилась бы общая картина. Характерно, еще и то, что задолго до выстрела «Авроры» стреляли пушки с Петропавловской крепости – ведь это тоже могло служить сигналом. Из архивных документов можно узнать, что выстрел с «Авроры» был сделан как призыв к спокойствию и бдительности, о чем команда крейсера писала в газету «Правда» спустя несколько дней после Великого Октября. Из этих же документов видно, что команда крейсера вела себя в Февральскую революцию не очень-то активно. Разговоры о том, что радиостанция крейсера обслуживала нужды нового правительства, ни на чем не обоснованы, так как правительство пользовалась радиостанцией «Новая Голландия» военно-морского порта.
Итак, кроме холостого выстрела у «Авроры» нет ничего более активного и все попытки доказать, что крейсер этот играл чуть ли не ведущую роль в восстании, - ни на чем не основаны и являются сплошной выдумкой сегодняшних героев.
Требование В.И. Ленина о посылке военного корабля в Петроград, не использовав «Аврору», находящуюся в это время в Петрограде, является верным доказательством того, что этот крейсер не считался пригодным для возможных дальнейших действий против предполагаемого врага. Отсутствие вахтенного журнала того времени на крейсере безусловно связано с не совсем честной игрой в героев, которым приписывается высокая честь быть в авангарде Великой Октябрьской Революции. Смело могу сказать, что вахтенный журнал того времени был сознательно уничтожен, как улика того, что этот «легендарный» крейсер совсем не то, за что его считают…
Великая Октябрьская социалистическая революция не нуждается ни в каких рекламах, так как она сама за себя говорит. Верно были единичные случаи, когда один или другой матрос навешивал на себя пулеметные ленты, но в громадном, вернее абсолютном большинстве матросы не были столь глупыми, чтобы украшать себя этими лентами. Во-первых, очень неудобно заряжать винтовку, а во-вторых, ленты от пулемета служили военным снаряжением пулемета, а не человека. Но художники и режиссеры все понимают по-своему. Но еще удивительнее то, что издательства, в особенности Военное издательство, издают брошюры об «Авроре», способствуя алчности некоторых писателей.
А самое зло в том, что возвышая роль «Авроры» и ставя ее и матроса в пулеметных лентах, как эмблему Великой Октябрьской революции, мы тем самым принижаем роль партии и тех ее членов матросов, которые отдали за торжество революции свои жизни. И мне думается, что не по-ленински так упрощать и извращать историю, да еще величайшей в мире революции.
Бывший матрос линейного корабля «Республика» (бывший «Император Павел I), член Центробалта Н.А. Хоарин. Октябрь-ноябрь 1958 г.»
Правильное решение - решение, принятое вовремя, а лучше мы сделаем в другой раз.