Кузя, из-под воды теперь много чего вылетает.
А вообще-то довольно противно слушать по телевизору репортажи с МАКСа про ОВТ - «обратный» вектор тяги. Есть такое и в лентах новостей инета.
Это что - в «Сатурне» для Алки реверс придумали?
Стало быть, впускной коллектор компрессора превращается на ходу в поворотное сопло?
Ну, ...т-туп-п-пыя (М. Задорнов)!
Если до конца этого года всё будет сделано как надо, то на следующем МАКСе самое интересное покажут не в небе, а на земле.
Двигатели с УВТ позволяют самолёту принимать горизонтальное положение после вертикальной посадки, и наоборот - выходить из горизонтального (стояночного) положения в вертикальное в момент старта. За счёт этого, а также за счёт работы шасси особой конструкции, продольная ось самолёта на короткое время может занимать промежуточное (наклонное) положение, когда машина приподнимает нос или хвост, изображая собою какое-нибудь животное, например, провинившуюся или радующуюся собаку, которая при встрече хозяина встаёт на задние лапы.
Но самое интересное - путём согласованного изменения мощности и вектора тяги левого и правого двигателей при условии достаточной скорости реакции инерциальной ДСУ стабилизации осей, самолёт может удерживаться в вертикальном положении неопределённо долго (пока работают двигатели), опираясь только на пару колёс заднего хвостового шасси.
И - не только это.
Самолёт с УВТ может изобразить «походку пингвина» по лётному полю, т.е. приподнимать левое и правое шасси поочерёдно с одновременным наклоном и поворотом фюзеляжа в противоположную сторону, находясь в вертикальном положении.
Теперь вообразим себе интермедию, которую разыграла группа МиГов с участием Су-30МК на глазах изумлённых зрителей:
После традиционного каскада фигур высшего пилотажа, где кроме кобры/колокола будут показаны новые фигуры вращения в горизонтальной и вертикальной плоскости типа «волчок» и «веретено», четвёрка/пятёрка МиГов с участием Су-30 буквально сваливаются на головы зрителям, совершая вертикальную посадку. При этом роли машин расписываются следующим образом:
1. Су-30 изображает командира отделения солдат-новобранцев, возглавляя строй машин в воздухе, и «прохаживаясь» перед ними на земле.
2. Три-четыре МиГа представляют собою дисциплинированных «солдат», которые чётко выполняют команды командира и выдерживают строгое равнение в воздухе, а также при всех манипуляциях в шеренге/строю на земле. Здесь целесообразно продемонстрировать выполнение команд налево/направо и «кру-гом», а также «стоять смирно» и «вольно», т.е. показать механику предстартовой и послепосадочной переориентации продольной оси самолёта по отношению к горизонту.
3. Четвёртый (пятый) МиГ играет роль нерадивого новобранца, который делает всё невпопад и неправильно. Например, совершает посадку задом наперёд (лицом к шеренге), раскачивается, не соблюдает равнение в строю, поворачивается не в ту сторону; вертится кругом, когда все другие машины выполняют команду налево/направо, а также «пререкается» и пародирует старшего, приседая на переднее и заднее шасси, и даже ложась на грунт (необходимые свойства шасси СВВП).
При всех таких манипуляциях четвёртый «разгильдяй» может
испускать дым различного цвета, издавая одновременно «неприличные» звуки типа свиста.
«Старший» же Су обращает на него (четвёртого) особое внимание, «подходит» к нему походкой пингвина, требует встать перед строем, демонстрирует недовольство поведением непутёвого «солдата» своим подпрыгиванием и притопыванием, «объявляет выговор», и возвращает обратно в строй, т.е. изображается диалог посредством пантомимы.
Выпустить дым
определённого цвета «старший» тоже может в заключение пантомимы, но уже в сопровождении характерного треска, изображая неожиданный для себя конфуз или наоборот - выражая удовлетворение состоянием дисциплины во вверенном подразделении.
Затем, после «наведения порядка» в строю и троекратных «поклонов» зрителям группа вертикально взлетает, а «неисправимый» четвёртый снова делает какой-нибудь неожиданный прощальный кульбит и уходит на форсаже отдельно, ввинчиваясь в зенит «веретеном».
После такого спектакля российский экспорт истребителей окажется вне конкуренции, поскольку появление безаэродромной авиации по факту будет означать установление нового миропорядка, когда никакой, даже самый сильный агрессор, не останется безнаказанным скороподъёмными СВВП ПВО.