ВВС МНР в 30-е - 40-е гг.

Теги:авиация
 
RU i16stealth #27.06.2005 15:01
+
-
edit
 

i16stealth

новичок
Известно, что во время конфликта на Халхин-Голе в боях участвовали Р-5 с монгольскими экипажами, других упоминаний про монгольские самолеты мне не попадалось. Однако в статье "Боевой ишак сталинских соколов" утверждается, что МНР имела на вооружении истребители И-16, причем один их них весной 1939-го (!) был угнан перебежчиком в Маньчжурию. Там же приводится предположение о том, что монгольские "ишаки" могли принимать участие в боевых действиях против квантунской армии в 1945 г.

Таким образом, интересно было бы узнать состав военно-воздушных сил Монголии в указанный период времени.
 
+
-
edit
 

Vikond

опытный

i16stealth> Известно, что во время конфликта на Халхин-Голе в боях участвовали Р-5 с монгольскими экипажами, других упоминаний про монгольские самолеты мне не попадалось.

Начиная с августа 39 г. в боях на Халхин-Голе принимала участие монгольская ночная легкобомбардировочная эскадрилья на Р-5. Численность - порядка 10-12 машин. За месяц она совершила 170 боевых вылетов. Боевых потерь не было. Небоевые - 2 самолета, разбитые в авариях. Хотя эскадрилья числилась монгольской, все ее пилоты и большинство летнабов были выходцами из Советского Союза.

>Однако в статье "Боевой ишак сталинских соколов" утверждается, что МНР имела на вооружении истребители И-16, причем один их них весной 1939-го (!) был угнан перебежчиком в Маньчжурию.

Никаких "ишаков" у монголов в 1939 году еще не было и никто ничего к японцам не угонял. Приказ о формировании первой монгольской истребительной эскадрильи, но не на И-16, а на И-15бис, был издан 6 сентября 1939 г. Однако к тому моменту ни один монгольский летчик еще не умел управлять истребителем. Для их обучения были откомандированы советские пилоты с авиабазы Баин-Тумен. Когда монголы получили И-16, я пока точно не выяснил, но в любом случае это произошло не раньше 1941 года.
А что касается "японского ишака", то это, скорее всего, один из совершивших вынужденную посадку на вражеской территории в период халхин-гольских боев. Таких самолетов, доставшихся японцам, было несколько, в частности, машина майора Забалуева.

>Там же приводится предположение о том, что монгольские "ишаки" могли принимать участие в боевых действиях против квантунской армии в 1945 г.

Не принимали.
 
Это сообщение редактировалось 01.07.2005 в 22:56
RU i16stealth #03.07.2005 12:21
+
-
edit
 

i16stealth

новичок
Чтобы не быть голословным, привожу рисунок из упомянутой статьи.

Подпись: "И-16 тип 10 авиационного корпуса МНА. Фотографий истребителей И-16, имевшихся на вооружении монгольских подразделений, не сохранилось. На вертикальном оперении изображен герб Монголии. Смешанная авиационная дивизия МНА получила И-16 в 1942 г. - это все, что известно о монгольских И-16. Возможно, что самолеты в 1943-1944 гг. принимали участие в боях с казахскими повстанцами и вторгшимися на территорию Монголии китайскими инсургентами, а также в совместных действиях с РККА в августе 1945 г. Известно также, что восемь монгольских летчиков в составе советских авиационных частей воевали на И-16 в боях на р. Халхин-Гол в 1939 г."
Прикреплённые файлы:
m1.jpg (скачать) [9,19 кбайт, 20 загрузок] [attach=20203]
 
 
 
RU i16stealth #03.07.2005 12:23
+
-
edit
 

i16stealth

новичок
Второй рисунок.

Подпись: "Японцы получили истребитель И-16 тип 10 в мае 1939 г, когда на аэродроме Арутоки в западной Маньчжурии приземлился монгольский летчик-дезертир. Истребитель проходил испытания в Техническом авиационном институте Императорской армии в Тачикаве. Летал на И-16 камандант Ямамото."

Получается, что все это "утки"? :huh:

Прикреплённые файлы:
m2.jpg (скачать) [8 кбайт, 22 загрузки] [attach=20204]
 
 
 
RU Vikond #03.07.2005 14:29  @i16stealth#03.07.2005 12:21
+
-
edit
 

Vikond

опытный

i16stealth> Чтобы не быть голословным, привожу рисунок из упомянутой статьи.

Как говорят в Одессе, "Вы будете очень смеяться", но этот рисунок сделан с ... монгольской почтовой марки. Была такая довольно известная серия марок 1976 года, нарисованная методом "от балды" и отпечатанная, кстати, в Советском Союзе. Достаточно взглянуть на эти марки, чтобы сразу стало ясно, что художник, который их рисовал, пользовался в качестве источника чем-то вроде журнала "Мурзилка". Самолеты там абсолютно сами на себя не похожи. Р-5, например, можно узнать только по подписи :)
В общем, нет у меня никакого доверия к этой картинке. Пока я не увижу хоть один подтверждающий ее фотоснимок, для меня это всего лишь плод фантазии художника.

i16stealth>Смешанная авиационная дивизия МНА получила И-16 в 1942 г. - это все, что известно о монгольских И-16. Возможно, что самолеты в 1943-1944 гг. принимали участие в боях с казахскими повстанцами и вторгшимися на территорию Монголии китайскими инсургентами, а также в совместных действиях с РККА в августе 1945 г. Известно также, что восемь монгольских летчиков в составе советских авиационных частей воевали на И-16 в боях на р. Халхин-Гол в 1939 г." [»]

Это примерный перевод отрывка из статьи Wings over the Steppes из журнала Air Enthusiast за 1996 год. Какими источниками пользовался ее автор A. J.Walg , мне не ведомо. В РГВА, где лежат все дела по Халхин-Голу, он точно не работал. Нету его фамилии в формулярах, да и вообще, с начала 70-х годов до конца 90-х там никто, кроме Олега Лейко, халхингольских дел не "копал". Насчет монгольских архивов я тоже очень сильно сомневаюсь, поскольку в этой статье нет НИ ОДНОЙ оригинальной фотографии монгольских боевых самолетов.
 
RU Vikond #03.07.2005 14:42  @i16stealth#03.07.2005 12:23
+
-
edit
 

Vikond

опытный

i16stealth> Второй рисунок.
i16stealth> Подпись: "Японцы получили истребитель И-16 тип 10 в мае 1939 г, когда на аэродроме Арутоки в западной Маньчжурии приземлился монгольский летчик-дезертир. Истребитель проходил испытания в Техническом авиационном институте Императорской армии в Тачикаве. Летал на И-16 камандант Ямамото."
i16stealth> Получается, что все это "утки"? :huh: [»]

Похоже, что, что да. Есть, правда, одна маленькая зацепка, но она явно "не в кассу". 24 мая при перелете из Союза на монгольский аэродром Баин-Тумен пропал без вести летчик Д.С.Гусаров. Его судьба до сих пор неизвестна. Теоретически он мог заблудиться и сесть по ошибке на Маньчжурской территории. Однако вся фишка в том, что он летел не на И-16, а на И-15бис!
Ни одного "ишака" ни в апреле, ни в мае 39-го в Монголии не пропадало.
Так что, повторюсь еще раз, "японский ишак" это, ИМХО, один из трофеев халхингольских боев.
 
RU i16stealth #05.07.2005 15:14
+
-
edit
 

i16stealth

новичок
В общем, нет у меня никакого доверия к этой картинке. Пока я не увижу хоть один подтверждающий ее фотоснимок, для меня это всего лишь плод фантазии художника.
 


Спасибо, что предупредили, а то я чуть на своем сайте этот профиль не вывесил. :)

Насчет монгольских архивов я тоже очень сильно сомневаюсь, поскольку в этой статье нет НИ ОДНОЙ оригинальной фотографии монгольских боевых самолетов.
 


А вообще, сохранились ли какие-нибудь фотографии боевых машин МНР того периода? Или хотя бы общая информация?

Несколько месяцев назад я листал сборник документов "Советско-монгольские отношения, ч.I" (датирована до конца 40-х). Надеялся найти там упоминания о поставке самолетов в Монголию. Абсолютно ничего не нашел.

Так что, повторюсь еще раз, "японский ишак" это, ИМХО, один из трофеев халхингольских боев.
 


А есть хотя бы информация об испытаниях этого "ишака"? Пока все, что мне удалось найти по теме - это три фотографии не очень хорошего качества.
 
+
-
edit
 

Vikond

опытный

i16stealth> А вообще, сохранились ли какие-нибудь фотографии боевых машин МНР того периода? Или хотя бы общая информация?

С монгольскими самолетами тех времен просто беда. В наших архивах практически ничего нет. Вот единственная фотка, которую мне удалось найти. Подпись: "Экипаж монгольского Р-5". Но по этому снимку мало что можно определить, видно только, что самолет камуфлирован. Был еще снимок К-5 с изображением всадника на борту, но это гражданская машина.

i16stealth> Несколько месяцев назад я листал сборник документов "Советско-монгольские отношения, ч.I" (датирована до конца 40-х). Надеялся найти там упоминания о поставке самолетов в Монголию. Абсолютно ничего не нашел.

То-то и оно. Возможно, что-то сохранилось в монгольских архивах, но не ехать же ради этого в Улан-Батор... <_<

i16stealth> А есть хотя бы информация об испытаниях этого "ишака"?

Пока ничего, но тут, возможно что-нибудь получится. Есть шанс выйти через общих знакомых на японских историков авиации.
Прикреплённые файлы:
hal_23.JPG (скачать) [31,3 кбайт, 27 загрузок] [attach=20110]
 
 
 
RU i16stealth #07.07.2005 14:13
+
-
edit
 

i16stealth

новичок
Возможно, что-то сохранилось в монгольских архивах, но не ехать же ради этого в Улан-Батор...
 


Тут еще языковые сложности добавляются. Судя по тому, как у них называются учреждения (в указанной книге, которую я читал, их названия привели в русской транскрипции), монгольский язык не из легких. :D

Пока ничего, но тут, возможно что-нибудь получится. Есть шанс выйти через общих знакомых на японских историков авиации
 


Сообщите, если будут результаты.
 
+
-
edit
 

Бух

новичок
В ленинке лет 10 назад была книжка с названием типа "История Монгольской Народной Армии" (Монгол цэрэгын тух) - если дадите интересующий Вас текст - могу перевести. По памяти на Х-Г было 7 Р-5Б, экипажи были чисто монгольскими - насколько знаю советских инструкторов накануне расстреляли. После Х-Г монголы получили И-15бис. И-16 уже в войну, после войны были Ла-7 и на реактивку сели поздно - получили сразу МиГ-21. Усе, что помню. На монгольских сайтах ничего особого по этой теме нет.
 

Vikond

опытный

Бух> В ленинке лет 10 назад была книжка с названием типа "История Монгольской Народной Армии" (Монгол цэрэгын тух) - если дадите интересующий Вас текст - могу перевести. По памяти на Х-Г было 7 Р-5Б, экипажи были чисто монгольскими - насколько знаю советских инструкторов накануне расстреляли. После Х-Г монголы получили И-15бис. И-16 уже в войну, после войны были Ла-7 и на реактивку сели поздно - получили сразу МиГ-21. Усе, что помню. На монгольских сайтах ничего особого по этой теме нет. [»]

Очень интересно. А Вы не помните, в этой книге были фотографии монгольских Р-5, И-16 и И-15бис? И есть ли там информация, в каком именно году монголы получили И-16?
 
+
-
edit
 

Бух

новичок
И-16 только одна, хотя это была юбилейная книга - много фотографий, мелированая бумага и т.д. Кстати там было несколько фотографий, иллюстрирующих учебный процесс - так сказать дружбу монгольских и советских летчиков - на фоне И-15бис и У-2, хотя все были в погонах.
Вряд ли ее выкинули - наверняка есть, можно просто сходить и посмотреть. Да кстати, в Монголии есть 1 сохранившийся И-16 (в смысле ввиде памятника).
 

Vikond

опытный

Бух> И-16 только одна, хотя это была юбилейная книга - много фотографий, мелированая бумага и т.д. Кстати там было несколько фотографий, иллюстрирующих учебный процесс - так сказать дружбу монгольских и советских летчиков - на фоне И-15бис и У-2, хотя все были в погонах.
Бух> Вряд ли ее выкинули - наверняка есть, можно просто сходить и посмотреть. Да кстати, в Монголии есть 1 сохранившийся И-16 (в смысле ввиде памятника). [»]

Спасибо. Насколько я знаю, в "ленинке" ничего не выкидывают, правда, найти то, что нужно, порой бывает непросто. Вы не могли бы написать, как название этой книги пишется по-монгольски? Ведь в библиотечном каталоге она, наверняка, значится под своим "родным" заглавием.
И еще (хотя это, наверное, уже наглость с моей стороны :) ) фамилию автора не припомните?

 
+
-
edit
 

Бух

новичок
фамилию автора не припомните?
 
Коллектив авторов, книга была издана к 50-летию МНА, следовательно 1971 -72гг издания. На монгольском это будет примерно так "Монгол арад цэрэгийн табин жийл"
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU i16stealth #04.08.2005 13:23  @Бух#21.07.2005 10:18
+
-
edit
 

i16stealth

новичок
Бух, 21.07.2005 12:18:59:
И-16 только одна, хотя это была юбилейная книга - много фотографий, мелированая бумага и т.д. Кстати там было несколько фотографий, иллюстрирующих учебный процесс - так сказать дружбу монгольских и советских летчиков - на фоне И-15бис и У-2, хотя все были в погонах.
Вряд ли ее выкинули - наверняка есть, можно просто сходить и посмотреть. Да кстати, в Монголии есть 1 сохранившийся И-16 (в смысле ввиде памятника).
[»]
 


Вопрос непосвященного: "ленинка" - это где?

 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru