Маленькие монопланы Ryan STM-2 летной школы голландских ВМС, расположенной в Калиджати, также оказались в японских цветах после захвата 1 марта 1942 г. Судя по всему японцы не отправляли их в метрополию. Действительно, они представляли маленький интерес для изучения, и эти спортивные самолеты были более полезны на месте для целей обучения, связи и даже для отдыха некоторыъх японских пилотов.. Лейтенант Холт докладывал по возвращению из плена, что он был свидетелем столкновения двух самолетов в ходе выполнения воздушной акробатики.
Брюстер Баффало, Хаукер Харрикейн и другой Локхид Хадсон отправились в Японию для изучения и выставления во славу японского оружия, также как и амфибия Грумман G-21a. Что касается Бристооль Бленхейм, захваченном в относительно значительных количествах в Калиджати, ни один из них (что странно) не был отправлен в Японию. Судя по всему, их двигатели были повреждены перед их захватом. Один из них, оснащенный японскими моторами был обнаружен и некоторое время использовался голландцами после войны.
Глен Мартин для Таиланда
Число захваченных японцами бомбардировщиков Глен Мартин 139 оценивается примерно в 21. Самолеты принадлежали к следующим типам: WH-1, WH-2, WH-3 и WH-3A. Согласно Газиусу, японцы с помощью голландского персонала довели до летного состояния 15 самолетов. По меньшей мере три отправились в Японию с номерами 2,3 и 4. Существует тайна, связанная с одним из них. По меньшей мере на двух видно четко видно что самолет под номером 2 несет бортовой номер M5121 на передней кромке крыла как это практиковалось на самолетах ML-KNIL. Но известно, что последний голландский Глен Мартин нес б/н M5120!. Может быть, голландские читатели (и форумчане- A_H) прояснят эту странность?
В дальнейшем японцы предложили Мартины в летном состоянии Таиланду, в то время союзнику Японии. В июле 1943 г. группа тайских пилотов прибыла в Андир для обучении на эти «новые» бомбардировщики и для их приемки. Они увезли с собой три старых WH-1 и шесть WH-3/3A которые сформировали новую эскадрилью в рамках Kong Bin Noi 6, названную Foong Bin 63. В конце войны некоторые из них все еще оставались в строю, и их карьера продолжалась до 1949 г.! Что касается самолетов, вывезенных в Японию, они без сомнения закончили свой путь в полном забвении так как ничего не удалось обнаружить в конце войны.
Кертиссы П-40
Неизвестно точное число Кертисс П-40, захваченных японцами. Однако японцам без сомнения удалось довести некоторое их число до летного состояния на Яве и отправить их в Японию. Они их использовали в летных школах (армии и флота) для подготовки летчиков-истребителей. В конце войны американцы обнаружили один в Атсуги , а другой в Йокута, на котором к тому же были нанесены эмблемы летной школы Акено. Судя по всему, все применяемые П-40 были типа Е.
Вот на этом заканчивается, надеемся временно, малоизученная глава войны на Тихом океане. Очевидно, что и другие самолеты союзников были захвачены японцами, вплоть до 1945 г., когда ВМС США нанесли свои разрушительные удары по территории собственно Японии. Несколько Б-29 завершили свою карьеру на японской земле в относительно неплохом состоянии, но маловероятно, что они несли Хиномару. Мы надеемся, что наши читатели смогут предоставить дополнительную информацию по данному вопросу и может быть фото.
Конец