Ворошим прошлое, или снова

Теги:флот
 
RU Andrew_han #12.12.2005 10:01
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный


Флоту - быть! Если его не разворуют

Или еще одна версия отставки главкома Владимира Куроедова



Если помните, относительно недавнюю отставку главкома Владимира Куроедова пресса обсуждала чрезвычайно горячо. В целом все сходились, признавая, что Владимиру Ивановичу так и не удалось предотвратить губительный для страны развал Военно-Морского Флота.

Но это в целом. В частности же, недобрым словом ему поминалась высокая аварийность, трагедия «Курска», гибель АПЛ К-159, случай с батискафом АС-28, после которого, собственно, и состоялся уход главкома. Пытались объяснить отставку Куроедова и другими причинами. Например, низкой боеготовностью кораблей из стратегической составляющей, что наглядно подтвердили «осечки» ракетных пусков на Северном флоте. Говорили также и о провалах в программе военного кораблестроения, и об интриганстве, якобы буйным цветом процветающем в коридорах главного морского штаба...

Но вот в последнее время появилась еще одна версия, на которой, думается, стоит остановиться подробнее: беспрецедентное воровство наших военных моряков, с которым главком Куроедов так и не сумел справиться.


Деньги ушли - проблемы остались

Памятуя о крылатой фразе Николая Михайловича Карамзина, можно утверждать, что в России воровали всегда. В одни времена больше, в другие меньше. Но всегда. Сейчас, вероятно, вновь наступили времена, когда можно красть масштабно. Наш флот здесь не исключение, и сообщениями СМИ о возбуждении уголовных дел против казнокрадов-адмиралов и воров при погонах меньшего ранга уже никого не удивишь. Между тем, у этого явления на постсоветском флоте не такие уж старые корни

Началось все с указа Б. Ельцина за № 1518. Если не ошибаюсь, документ этот был подписан в 1992 году. Он разрешил Министерству обороны реализацию так называемого высвобождаемого военного имущества. Россия тогда активно «разоружалась», и таким образом «высвобождала» часть своего военного имущества. Вырученные от этого деньги, к слову, предполагалось самым благим образом направить на решение социальных проблем военнослужащих. Имущество «реализовали», вот только деньги ушли неизвестно куда, а проблемы остались.

Тихоокеанский флот, где Владимир Иванович Куроедов, кстати, отслужил большую часть своей карьеры, в этом позорном деле оказался впереди всех, возможно, потому, что воровать на околице страны было безопаснее.

Каким же образом и как крали в ведомстве, где все и вся, казалось бы, расписано строго по Уставу?


Как «Стойкий» стал нестойким

Кому из флотских неизвестно, что корабли, даже отправленные для списания, представляют серьезную материальную ценность? Именно поэтому они и подвергаются жесточайшему разграблению со стороны искателей цветных металлов. Это одно. Когда же в утиль отправляют еще пригодные для эксплуатации корабли, такая афера много серьезней. Как и прибыль, которую извлекают флотские махинаторы от продажи их механизмов, оборудования, аппаратуры, а потом уже металлолома.

Вот цифры, озвученные Счетной палатой РФ и в открытой печати: только за два года - с 1997 по 1999-й - на одном только Тихоокеанском флоте «потеряли свою плавучесть» 206 (!) кораблей. Вы только вдумайтесь в эту цифру! А ведь в этом числе не только морально устаревшая мелочь, но и крупные корабли, точнее сказать - бывшие боевые корабли, выведенные в отстой и на списание.

Известно, например, что в бухте Улисс, ожидая окончательного приговора, отправились на дно сразу несколько подлодок, а на ремонтном заводе во Владивостоке сгорел большой противолодочный корабль «Адмирал Захаров». Или вот весной 1999 года прямо у причала затонул эсминец «Стойкий». Через поврежденную обшивку и неисправные запоры забортной арматуры он принял воду внутрь корпуса, потерял остойчивость и перевернулся. «Стойкий» вовсе не был старым: его сдали флоту на заре перестройки, уже в 1986 году. Корабль, как говорится, мог бы еще ходить и ходить, а его всего через десяток лет эксплуатации Тихоокеанский флот загнал в отставку. Чтобы затем, разграбив, превратить в металлолом.

Корабельными кладбищами Дальнего Востока занималась Счетная палата РФ. Ее вердикт: «В 1997-1999 годах командование Тихоокеанского флота (адмиралы Владимир Куроедов и Михаил Захаренко) не смогло организовать полную сохранность и поддержку своих единиц в плавучем состоянии...»


Когда свой флаг не греет

Но можно, оказывается, на общенациональной беде, какой, безусловно, является разгром собственного Военно-Морского Флота, нажиться и по-другому. Еще большим средством личного обогащения наших военных моряков стал вспомогательный флот - буксиры, танкеры, транспорты-снабженцы: все то, что должно бы работать на обеспечение повседневной жизни боевых кораблей. А жизнь таких кораблей, как известно, заключается в поддержании должной боеготовности. Поскольку должной боеготовности нет, как, впрочем, по большому счету, и флота, «высвободилось» и множество судов обеспечения.

Кто-то из моряков по поводу резкого и бездумного сокращения нашего ВМФ плакал, а кое-кто из тех, кто и сегодня рапортует: «Честь имею!», смекнул, как здесь можно нагреть руки. Вспомогательному флоту принялись искать работу на стороне, его стали сдавать в аренду коммерсантам, в том числе и зарубежным. Конечно, не задаром, а за валюту, которая, как выясняется, в ряде случаев обильно оседала в личных карманах наших флотоводцев. Во-вторых, такая практика привела к катастрофическим последствиям для самого корабельного состава. Вопиющая юридическая безграмотность наших военморов, а где-то и корыстный умысел позволили иностранным арендаторам не только увести безвозвратно в свою собственность ряд судов под Андреевским флагом, но и предъявить российскому Военно-Морскому Флоту миллионные претензии. Так, Тихоокеанский флот навсегда лишился своего самого большого танкера «Ахтуба»... При стоимости в 65 миллионов долларов за 21 миллион было воровски продано испанцам уникальное судно-док «Анадырь»... Долг Тихоокеанского флота перед компанией «Нэшнл Пасифик ЛТД», арендовавшей военные танкеры «Аргунь» и «Иркут», составил 7 миллионов долларов... Ныне это все общеизвестные факты.


Мичман адмиралу не ровня

Говорят, именно с Тихоокеанского флота в середине 90-х пришла в словесный обиход обидная для мичманов пословица: «Все, что создано народом, принадлежит мичману»... Действительно, обидно. Но куда мичману до адмирала!

Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Игорь Хмельнов в 1994-м «загнал» южнокорейцам по цене черного лома два наших авианосца - «Минск» и «Новороссийск». Причем корабли эти были отправлены им на продажу вместе с суперсекретными радиолокационными, навигационными и зенитно-ракетными комплексами. Выяснили это совершенно случайно, нет, не офицеры флота, а... таможенники, которые и дали ход расследованию ФСБ и контр-разведки. Обнаружилось тогда и многое другое. Например, то, что во времена командования Хмельнова на ТОФе были списаны и проданы в Индию и Южную Корею 64 (!) боевых корабля.

Но, в конце-то концов, осудили Игоря Николаевича не за это. Оказывается, еще раньше в своей дальневосточной вотчине адмирал успевал лихо мошенничать с квартирами. К слову, в следственных материалах по его делу фигурирует и фамилия адмирала Куроедова, бывшего тогда начальником гарнизона залива Стрелок. Дали Хмельнову всего 4 года условно. На мягкость приговора, как утверждают, повлияло то, что по первому же требованию прокуратуры адмирал Хмельнов «возместил ущерб» государству в сумме почти 300 миллионов рублей (!). Ну кто после этого скажет, что морякам мало платят или что на флоте не умеют воровать?!

Ко всему сказанному добавим, что клубок махинаций дальневосточных адмиралов, распродавших свой флот, равно как и некоторых других на прочих флотах России, уже много лет и почти безуспешно распутывают прокуроры. Безуспешно отчасти потому, что подозреваемые адмиралы имеют обыкновение получать очередные звания и назначения, до которых иному сотруднику военной прокуратуры и тянуться-то боязно. Стоит ли удивляться, что многие уголовные дела, оказавшись в судах, постоянно, как говорят юристы, «рассыпаются».


Что делают «эти»...

Расскажу наглядный случай. Было это в ноябре 2001 года.

Москва. Главный штаб ВМФ. На его крыльце с адмиралом Б., бывшим командиром бригады АПЛ, ныне офицером штаба ждем приезда адмирала Ч. Неспешный разговор о недавнем прошлом подводников гаджиевской дивизии. Лодки, имена, фамилии...

Все это время к зданию то и дело подкатывают «Мерседесы» и навороченные джипы. Из них резво выскакивают холеные молодые люди в цивильных костюмах, вприпрыжку устремляются к КПП и на ходу, небрежно сунув под нос постовому какую-то бумажку, прямиком уносятся в коридоры штаба...

- А эти что у вас делают?

Адмирал обыденно:

- Воруют.

Ничего не утверждаю, но как-то трудно верится, что главком Владимир Куроедов ничего не знал о подобных «картинках» у подъезда главного морского штаба России...


Вспомнить все...

Конечно, все пересуды и домыслы относительно участия товарищей по адмиралитету в громких бизнес-аферах мог бы развеять сам отставной главком. С одной стороны, у наших крупнозвездных чинов в последние годы обозначилась четкая тенденция - после ухода в отставку становиться необычайно смелыми и писать мемуары, в которых, нет, разумеется, не каяться, а изобличать бывших недругов, а то и всю власть. Может быть, и адмиралу Куроедову придет в голову взяться за перо. С другой стороны, захочет ли Владимир Иванович «вспомнить все», хотя бы в период своей службы на Дальнем Востоке?

Олег ХИМАНЫЧ


Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru