Дополнение о пожаре на МОСКВЕ
- Ей командовал к2р Лопацкий Леонид Петрович. Я с ним в свое время долго беседовал на эту тему - там много нюансов...
Первая туфта, которую усердно повторяют многие и в свое время и я тоже- что Лопацкого не было на борту в момент пожара. Он прибыл на крейсер еще утром так как хотел привезти сына на концерт артистов, но тот не захотел Командир не долечился от пневмонии и за него должен был остаться комбриг Легкий, но у того были свои дела... Командир прибыл на крейсер за 50 минут до пожара и в каюте беседовал с замом по снабжению к-лт Мотыленком. Ему доложил о начале концерта дежурный - кап3р Берстнев и внезапно обесточился корабль. Когда через 30 сек. не зажегся свет -прибыл рассыльный и доложил о пожаре в 1 отсеке
-связи не было и к-р послал Мотыленка объявить Аварийную тревогу, а сам спустился вниз на ГКП ( кстати, Легкого в этот момент на крейсере не было ) В ПЭЖ протянули индукт.телефон.
Проверили все заглушки , т.к. если хоть одна не закроется=то фреон уйдет- по закону подлости одна -по ЛБ не закрылась Далее прибыли комбриг и группа из штаба ЧФ, располо-жив свои столы на ВПП ( связь с ними через вертушку)
На пароме привезли две пожарные машины, и топором по АМГ прорубили дыру в дымоходе
и заполнили горящий отсек пеногоном. Командир с Мотыленком все время оставался нак ГКП, ФКП и лишь упав от легкого отравления - смогли перейти на ЗКП
Главная заслуга прибьывшего начальства - не вмешивались в действия к-ра крейсера. Ему
Старожилов сказал - слушать можешь всех, а решение принимай сам, т.к. трахать все равно будут тебя. В малом числе жертв большая заслуга Старожилова - он не пускал л/с в задымленные отсеки, хотя моряки рвались тушить. Тем не менее - отравленных - 70 человек
из погибших: мичман Ткач не прибыл на ФКП по тревоге, один матрос задохнулся в секретке
( рядом с очагом задымления по ЛБ), а третий - решил спасти подарки, купленные сестре и взял у товарища противогаз, отдраил дверь в ЦП, нырнул туда и там же помер...
В Николаев ПКР ушел на ремонт своим ходом, по приказу Ховрина провели временные кабель-трассы. Рассказывать можно много
Кстати - малоизвестный факт из жизни крейсера: Книгу о МОСКВЕ написал её бывший к-р РОМАНОВ, он на неё пришел с полтинника и считался пьянью и бездельником, Лопацкий у него был с 71 года старпомом. 14 декабря 1971 года Романов вечером сошел с корабля,а на утро 15-го было назначена приемка ракет. За себя Романов оставил не старпома, которого не любил, а к-ра БЧ-2 Гудзикевича В-общем, произошло ЧП и насадили одну ракету на другую, сломав головку ЗУР нижнего яруса. Обделавшийся от страха Романов приказал переписать вахт.журнал и списать все на старпома, которого насильно отправил на берег.
Но ком.див-на был сыномпред.Крымоблисполкома Чемолдурова и все рассказал, как есть.
После разбирательства был офицерский суд чести и РОМАНОВУ председатель суда чести - кр 20-й дивизии ОВРа к/адм. Кудрявцев сказал: у тебя не ракета, а совесть сломалась...
К-ра списали на берег... Он - единственный в советском ВМФ кр крейсера, которого с позором, на грязном барказе свезли на берег под молчаливые и презрительные взгляды экипажа. Теперь он считает, что все забыто и активно участвует во всех ветеранских мероприятиях...