До "Альсионы" (чаще пишут, ЕМНИП - "Алькионы") у Кусто была "Ветряная мельница" с одним ротором.
Сам ротор, по сути, представляет собой... крыло (как, собственно, и любой парус). Только циркуляция возникает не "естественным путём", при обдувании профиля потоком, а создаётся искусственно за счёт вращения ротора.
Об альтернативах классическим парусам: в основном предлагают жёсткие конструкции, с заданным крыльевым профилем. Вероятно, они могут быть заметно эффективнее, но лишь на определённых режимах. Надо думать, что за счёт применения авиационного опыта механизации крыла и управления обтеканием у таких конструкций могут быть немалые резервы.
Есть, например, и такие экзотические варианты, как паруса-"парашюты" (крепится к судну в одной-двух точках за "стропы" и парит себе впереди), в том числе - надувные, может быть, даже наполненные каким-нибудь лёгким газом.