Российские разработчики новейших баллистических ракет исходят из стратегии применения ядерного оружия в ответном ударе, заявил директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов.
«Существует три принципа применения ядерного оружия - в ответном, встречном и ответно-встречном варианте», - сказал глава МИТ, отметив при этом, что ответный принцип является наиболее дорогостоящим. «Разработка ракет для применения в ответном варианте удара на 20 процентов дороже других, но нужно ориентироваться именно на него», - отметил он. По его словам, для обеспечения живучести ракетных комплексов в ответном ударе, то есть после нанесения противником удара первым, стоит главная задача - их стойкость. «Именно поэтому мы акцентируем внимание на строительстве подвижных комплексов из-за сложности их обнаружения и большей степени маскируемости», - сказал Юрий Соломонов.
Он подчеркнул, что в настоящее время мы располагаем достаточной системой маскировки соответствующих объектов, что подтверждают аэрофотосъемки, имитирующие зондирование Земли из космоса условного противника. Однако процесс останавливать нельзя, так как поисковые средства улучшаются, а диапазоны увеличиваются.
Вторым главным условием стойкости ракетных комплексов является их живучесть на активном участке полета. «Высокий уровень стойкости новейших ракетных комплексов обеспечивается эффективными контрмерами против воздействия на электронную аппаратуру ударной волны и световых импульсов», - сказал генконструктор. При этом он подчеркнул, что разрабатываемые модели будущих ракетных комплексов включают в себя противодействие не только ядерному оружию, но и тепловому воздействию вакуумного оружия. «Как известно, задачей обеспечения живучести на активном участке траектории полета ракеты является сокращение времени преодоления этого участка, то есть надо как можно быстрее «спрятаться за атмосферу», - отметил Юрий Соломонов.
«У «Тополей» эта проблема решена, первые испытания «Булавы» подтверждают заложенные нами характеристики», - сказал генеральный разработчик. Он также отметил, что продолжительность активного участка полета новых российских ракет в разы меньше, чем у стоящих сейчас на вооружении в России ракет.
Юрий Соломонов отметил также другое уязвимое место при обнаружении ракет системами ПРО - развозная ступень, которая обеспечивает построение порядка боевых блоков. Он отметил, что с учетом этого фактора российские ракеты более эффективны по сравнению с современными в 10-100 раз. Однако и в этом вопросе нельзя останавливаться на достигнутом, мы ведем работы по повышению уровня тяг и отказу от боевой ступени разведения, подчеркнул Юрий Соломонов.
Он также сообщил, что ведутся разработки по созданию новых видов топлива как с энергетическими характеристиками, так и с точки зрения безопасности.
Преодоление ПРО на космическом участке траектории полета новейших российских ракет обеспечивается сложностью обнаружения ложных и боевых блоков, отметил генконструктор. «Мы выбрали наиболее прагматичный путь решения этого вопроса, который заключается в совмещении частично ложных и истинных элементов боевых блоков», - сказал Юрий Соломонов.