Расширение системы ПРО на территорию Европы, безусловно, имеет все основания для реализации. США заинтересованы в размещении третьей базы в Центральной Европе, и Пентагон уже попросил выделить на 2007 г. бюджетные средства в размере 56 млн. долл., причём базы должны быть готовы к 2011 г.
С точки зрения американской администрации главными претендентами на размещение баз являются Польша и Чехия. Оба государства, ориентированные на трансатлантическое сотрудничество, в своих стратегических документах упоминают об участии в системе ПРО, как о своём устойчивом намерении (Национальные стратегии безопасности в обоих государствах были одобрены в 2003 г.). При этом обе страны уже с 2002 г. ведут с американской администрацией переговоры об участии в БРО (Баллистическая ракетная оборона - название, которое стало использоваться после прихода к власти администрации Дж.Буша в 2001 г.). Важной частью этой проблематики является также общественная дискуссия на эту тему. Какова ситуация в этих двух государствах и как она выглядит в других странах - союзниках США, чьи радиолокационные станции включены в систему БРО - в Великобритании и Дании?
Чешская республика
Общественная, экспертная либо политическая дискуссия о БРО пока находится на минимальном уровне. Возможно, это связано с понятным стремлением избежать излишней политизации этого вопроса накануне июньских парламентских выборов. Для того, чтобы размещение чужих баз либо военнослужащих других государств стало возможным, необходимо согласие большинства депутатов нижней и верхней палат парламента. И получить такое согласие, с учётом результатов последних выборов, будет совсем непросто. Лишь ГДП (Гражданская демократическая партия) на протяжении нескольких лет однозначно высказывалась в поддержку американского проекта БРО. Но потенциальные партнёры ГДП по коалиции не слишком одобрительно относятся к американским планам - Партия зелёных (ПЗ) на протяжении длительного времени критикует политику администрации Джорджа Буша в области безопасности и односторонние действия, которые администрация предпринимает, в рамках ХДС-ЧНП (Христианско-демократический союз - Чешская народная партия) сильные позиции имеет пацифистское крыло. У партий левого спектра отношение к БРО ещё более негативное. КПЧМ (Коммунистическая партия Чехии и Моравы) принципиально отвергает любое предложение о размещении американской базы на территории Чехии, а политика социал-демократов - ЧСДП по этому вопросу пока неясна. С одной стороны министры - члены ЧСДП (в первую очередь - Я.Тврдик) выступили инициаторами этих переговоров, а премьер-министры - члены ЧСДП проводили регулярные консультации по этому поводу, но сейчас ЧСДП уже не будет нести ответственности за действия правительства, и её позиция может измениться. Более того, в рядах ЧСДП существует достаточно сильное антиамериканское ядро. Несколько боле позитивным могло бы быть отношение к проекту, предложенному НАТО - ALTBMD.
Общественность также может отнестись негативно к строительству базы ПРО, размещению радаров раннего оповещения либо станции наведения ракет. Постоянно продолжаются протесты местного населения против строительства модернизированного радара НАТО неподалёку от поля битвы у городка Славков (Аустерлиц). Но как только чешское правительство получит официальный запрос по поводу участия в БРО, в чешском обществе должна будет начаться общественная дискуссия по этому поводу.
Польша
Обсуждение в Польше как минимум за последний год было гораздо более оживлённым и глубоким, чем в Чехии. Польский Сейм уже в январе 2004 г. организовал слушания по вопросу ПРО в Комитете по национальной обороне, в рамках слушаний выступили представители польских министерств обороны и иностранных дел, а также Генерального штаба. Польские авторы издали на эту тему в 2003-2005 г.г. как минимум три книги и написали десятки статей в специализированных СМИ и ежедневниках. Осенью 2005 г., после прихода к власти нового правительства под руководством партии "Право и справедливость" (ПиС), тема ПРО попала на страницы правительственного заявления. Проект БРО получил поддержку министра обороны, которым стал Радослав Сикорски, эмигрировавший из Польши в 80-е годы. После учёбы в Оксфорде он осел в США и перед своим возвращением в Польшу работал в консервативном институте American Enterprise Institute. В то время, как предыдущее польское правительство левого толка вело консультации с США, но отказывалось публично защищать возможное участие Польши в проекте БРО, с осени 2005 г. ситуация в Польше изменилась. На страницах газет Gazeta Wyborcza и Rzeczpospolita, а также специализированных изданий разгорелась широкая дискуссия о плюсах и возможных рисках подключения Польши к проекту БРО, активно стала использоваться и антироссийская карта. Эту грань дискуссий парадоксально обострили скрытые угрозы, высказанные в адрес восточноевропейских государств начальником российского Генштаба ген. Ю.Балуевским и министром обороны С.Ивановым. Польше также удалось подписать меморандум о взаимопонимании между Польским институтом телекоммуникационных исследований и компаниями Boeing и Lockheed Martin, который позволит польским партнёрам в случае необходимости подключиться к разработке проекта, который бы в противном случае принёс Польше лишь ограниченные инвестиции в инфраструктуру (подъездные дороги, местные аэродромы, специализированные службы) прилегающих к базам ПРО территорий.
Великобритания
Традиционно прочные американо-британские "особые отношения" в области безопасности являются определяющими и в вопросе ПРО. Британия связана с США в области противовоздушной (а в широком смысле слова – и противоракетной) обороны через радиолокационную станцию в г. Файлингдейлз. Радар раннего оповещения здесь действует уже с 1963 г., его последняя модернизация, благодаря которой он может перекрывать 360? пространства, состоялась в 1992 г. Согласно новейшему межправительственному соглашению он будет и далее модернизироваться с тем, чтобы его можно было полноценно подключить к американскому проекту БРО и предоставить информацию о слежении и наведении (что будет означать качественно высшую ступень подключения к системе БРО, причём активного характера).
Первоначальное отношение к американскому проекту БРО было гораздо более осторожное, Британию не слишком радовало намерение администрации Джорджа Буша расторгнуть соглашение с Россией, поскольку Лондон опасался возможного возобновления соперничества в области вооружений, которое означало бы усиление давления на модернизацию британского ядерного арсенала. Одновременно Британия хотела бы как можно шире открыть систему ракетной обороны по отношению к Европе и участию европейских союзников, не исключая и возможное перенесение всего проекта в НАТО. Не последнюю роль играет и тот фактор, что Британия – это одно из немногих европейских государств, обладающее определёнными технологическими мощностями, которые можно использовать для реализации проекта БРО в рамках концерна BAE Systems (после приобретения компании Marconi Electronic в 1999 г.).
Британское правительство оказалось единственным в Европе, которое попыталось инициировать общественное обсуждение вопроса о БРО, опубликовав в декабре 2002 г. "Документ для публичного обсуждения" Министерства обороны, в котором содержалась информация о системе БРО, возможных рисках и отношении правительства к ним. За опубликованием документа последовала продолжавшаяся несколько месяцев дискуссия в соответствующих парламентских комитетах, которая также перенеслась на академический и неправительственный уровень, где сразу несколько субъектов на протяжении длительного времени занимаются этим вопросом (например, BASIC). В июне 2003 г. начал работу британский Центр ПРО, который финансируется британским правительством и оборонной промышленностью. Цель открытия Центра – обеспечение регулярных контактов британских государственных структур и компаний с американским Агентством ПРО.
Дания
Участие Дании в американском проекте БРО, как и в случае Британии, основывается на многолетней эксплуатации радиолокационной станции, которая расположена на территории Гренландии неподалёку от авиабазы в городе Туле. После того, как американское правительство в конце 2002 г. обратилось с просьбой о модернизации этого радара раннего оповещения, чтобы его можно было полноценно подключить к системе БРО, датский министр иностранных дел Мер Стиг Мюллер в середине декабря 2002 г. пообещал инициировать открытую дискуссию по этому вопросу с автономным правительством Гренландии (датское правительство и после расширения гренландской автономии несёт ответственность за заграничную и оборонную политику Гренландии). В конце концов в датском и гренландском парламентах состоялась весьма оживлённая дискуссия, в рамках которой были предоставлены возможности высказать свою точку зрения датским и заграничным экспертам. Эта дискуссия завершилась в мае 2004 г. согласием соответствующих датских и гренландских органов власти, а 6 августа 2004 г. прямо на территории Гренландии при участии американского министра иностранных дел Колина Пауэлла состоялось торжественное подписание соглашения по поводу модернизации радара.
Основой для положительного ответа Дании стал заключённый с США в 1951 г. договор, в соответствии с которым рядом с авиабазой в Туле в 1958-1960 г.г. американцы построили радиолокационную станцию раннего предупреждения. Попытки её модернизации в 1987 г. привели к конфликту местных гренландских властей с центральным датским правительством, который в 1996 оказался предметом рассмотрения в высшем суде Дании. Финальное соглашение о модернизации радиолокационной станции было подписано уже с участием властей Гренландии, которые добились ряда уступок со стороны США и лучших финансовых условий. Дискуссии затем происходили только в парламенте. Они касались чувствительных вопросов датско-гренландских отношений и более широких вопросов взаимодействия с НАТО, международной безопасности и двусторонних отношений с США.
Следующих шагов можно ожидать в конце лета либо осенью 2006 г., когда американская администрация официально предложит некоторым центральноевропейским государствам возможность участия в проекте БРО. Одновременно будет продолжаться дискуссия в рамках самого альянса. Следующие действия могут быть предприняты государствами-членами НАТО уже во время саммита 2006 г., который пройдёт в ноябре в Риге. К тому времени должна наступить ясность и по вопросу отношений на чешской внутриполитической сцене.
Радек Хол
Институт международных отношений
Источник: natoaktual.cz