Balancer> Кроме того, не учитывает ли борт ГСН такие факторы, как остаток топлива (могут меняться задержки подрыва БЧ для оптимальной детонации), изменение массы ракеты по мере выработки топлива и т.п.
ГСН все это не учитывает. ГСН наводится.
подрывает взрыватель. для ПКР он чаще всего контактный. для него такие нежности не нужны.
Balancer> Как при пуске с примитивным ускорителями отработать в реальных условиях систему наведения, учитывающую показания высотомера, расчёты высоты полёта и т.д. и т.п.
эти вещи отрабатываются на самолетах/вертолетах-Летающих Лабораториях. вешаешь головку и летай до посиненения.
Balancer> ИМХО, слишком много тонкостей и факторов, которые нужно учитывать, и которые не воспроизведёшь на стендовых испытаниях.
их исчислимое количество. выделяются набор наиболее существенных и в итеративно экспериментом подбирается компромиссный вариант.
P.S. по поводу рельсов:
С начала 90-х годов Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (ВНИИЭФ) вышел на рынок неядерных вооружений и включился в разработку боеприпасов с осколочными и кумулятивными зарядами. Опыт создания ядерных и неядерных боеприпасов и найденные при этом технические решения и наработанные технологии позволили создавать современные боевые части в рамках одного института. Так, во ВНИИЭФ сформирован замкнутый цикл работ - от расчетно-теоретических исследований и экспериментальной отработки до конструирования, создания новых технологий, опытного и серийного производства, стендовых, полигонных и зачетных испытаний образцов неядерных вооружений.
Полномасштабные аэродинамические, баллистические и функциональные экспериментальные работы с образцами ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ) -заключительный элемент в системе отработки РАВ и перед государственными приемно-сдаточными испытаниями, Цель испытаний на экспериментальной базе ВНИИЭФ - экспериментальное подтверждение работоспособности элементов боевых частей (БЧ) в условиях, приближенных к натурным, заложенных в тактико-технических требованиях заказчика. Они требуют проведения детальных измерений линейных и угловых координат БЧ, нагрузок на элементы объектов испытаний на участке свободного полета, в том числе при подходе к цели, а также параметров, характеризующих ее преодоление или поражение. В целевой программе российского Федерального агентства по атомной энергии в области развития неядерных вооружений на ВНИИЭФ возложены такие задачи, как:
- модернизация оборонной продукции за счет перспективных наукоемких направлений развития систем вооружений;
- разработка и серийное производство БЧ для ракетных и артиллерийских систем;
- функциональные испытания БЧ и в том числе в составе ракетного комплекса (РК).
Разработки зарядов, приборов, взрывателей, систем автоматики, самих неядерных боеприпасов, обеспечивающих оптимальный подрыв и функционирование конструируемых изделий, позволяют значительно повысить эффективность, уменьшить массу и габариты боеприпасов. Это требует полномасштабной отработки как существующих, так и вновь разрабатываемых изделий и их БЧ.
Во ВНИИЭФ на многоцелевом испытательном комплексе (МИК) отработана методика проведения аэродинамических, баллистических и функциональных испытаний - поэтапные эксперименты с элементами и полномасштабными макетами БЧ и БЧ в составе РК.
Испытания элементов (отсеков) БЧ В них моделируются нагрузки на элементы РК, возникающие при работе его стартового двигателя на этапе выхода ракеты из пусковой установки комплекса. Испытания заключались в нагружении испытываемых объектов (аппаратурный и рулевой отсеки РК «Атака») заданным уровнем максимальной перегрузки (350 g) при длительности воздействия 25 мс. Используемая ствольная метательная установка (СМУ) позволяет моделировать также темп нарастания и снижения перегрузки.
Испытываемый объект нагружается в СМУ под воздействием расширяющихся продуктов сгорания комбинированного заряда, а затем улавливается специальной системой спасения, с перегрузкой торможения не более 20% от максимального уровня. Режим нагружения подтверждается измерениями величин перегрузок на испытываемом объекте и значений давления в камерах испытательной установки.
Отработанные методы и схема нагружения позволяют модифицировать испытательную установку под задаваемые заказчиком уровни перегрузок и длительность их воздействия.
Цель испытаний - подтверждение работоспособности их зарядов, оценка проникающей способности при взаимодействии с преградой, проверка работоспособности системы автоматики и системы инициирования зарядов БЧ в условиях, максимально приближенных к натурным по скорости, углам атаки и подходу к поверхности преграды.
Схема проведения испытаний объекта предусматривает разгон специальным ракетным поездом по рельсовой направляющей ракетного трека до встречи с преградой с заданными параметрами соударения. В зависимости от задач и условий испытаний могут проводиться как прямые (разгон изделия с последующим взаимодействием с целью), так и обращенные (разгон цели и ее взаимодействие с неподвижным изделием) опыты. В обращенных опытах возможно проведение измерений параметров систем автоматики БЧ.
По прямой схеме опыта проведены испытания с БЧ 9Н110МЗТ (РК «Малютка») и БЧ 9Н146-1 (ПТУРС 9М123РК -Хризантема»), по обращенной - с БЧ ЗУР 9М338 (РК «Игла-С»).
Разгон объекта испытаний (ОИ) (изделия или цели) производится с помощью ракетной тележки на базе реактивных двигателей на твердом топливе по рельсовым направляющим ракетного трека. Связь ракетной тележки с рельсовыми направляющими осуществляется с помощью двух башмаков. Для взведения систем автоматики БЧ при разгоне ОИ на ракетном треке моделируются уровни ускорения во времени, характерные для условий боевого применения БЧ в составе РК.
Преграда (имитатор цели) представляет собой пакет, собранный из бронеплит заданной толщины, вывешиваемый на специальной раме на финишном участке ракетного трека. При необходимости она оснащается блоком динамической защиты либо перед ней размещается имитатор ложной цели, взаимодействие с которым не должно приводить к запуску зарядов БЧ. При соударении БЧ с преградой ракетная тележка проходит под нижней кромкой цели, не оказывая воздействия на саму преграду
Требуемый угол атаки задается конструктивно при установке БЧ на ракетную тележку, а угол встречи БЧ с преградой -системой подвески преграды. Углы атаки и подхода к преграде контролируются в процессе прицеливания перед проведением опыта.
В ходе испытаний с помощью хронографических кабельных датчиков и датчиков пути регистрируется время прохождения 54 (ракетной тележки) через заданные сечения, что позволяет по результатам аттестованных расчетных методик определять скорость движения и действующие на БЧ ускорения.
Взаимодействие с преградой регистрируется с помощью высокоскоростной киносъемки кинокамерами или видеокамерой, фотокамерами с микросекундной выдержкой (фотокамерами "Эпос»).
Испытания БЧ с составе РК
Проводились с целью подтверждения проникающей способности БЧ при взаимодействии с преградой в условиях ее разгона с помощью штатного ракетного комплекса. Дополнительно определялись значения скорости, углов атаки и подхода при подлете БЧ и ракеты к преграде.
В ходе совместных испытаний с К5М (Коломна) получены данные о работоспособности комплекса 9М123 («Хризантема»), подтверждена проникающая способность зарядов БЧ, определены параметры траектории ракеты на всем участке полета.
Выводы
На многоцелевом испытательном комплексе РФЯЦ-ВНИИЭФ отработана методика проведения испытаний БЧ при ее разгоне как штатными пусковыми установками, так и специальным ракетным поездом по рельсовой направляющей ракетного трека для организации взаимодействия с преградой при заданных скоростях, углах атаки и подхода.
Показана возможность проведения на МИКе РФЯЦ-ВНИИЭФ натурной функциональной отработки изделий, БЧ и БЧ в составе РК, позволяющей определить режимы функционирования зарядов и БЧ в целом, а также экспериментально подтвердить ее проникающую способность при взаимодействии с преградой в условиях, соответствующих боевому применению