Передвижной железнодорожный комплекс прибыл в Санкт-Петербург

 
RU Sergei Frolov #12.07.2006 22:03
+
-
edit
 

Sergei Frolov

новичок

Сегодня в новостях передали, что передвижной железнодорожный ракетный комплекс прибыл в Санкт-Петербург на постоянную экспозицию в Музей железнодорожного транспорта Варшавского вокзала. Там три вагона-рефрижератора.
Сейчас изготавливается макет ракеты.
Я бы под видом макета настоящую оставил. :)
 

Dio69

аксакал

Тогда её украдут для американского частного коллекционера, пожелавшего остаться анонимным...
:D
 
RU Sergei Frolov #12.07.2006 22:11
+
-
edit
 

uagg

опытный

Интересно, а реинкарнация будет, никто не слышал?
 
+
-
edit
 

mike@nmd

новичок
а вот и фотографии:


на обсуждение просьба внимание не обращать, народ там в основном молодой, зеленый и горячий, такая уж специфика кавеза ;-)
Доктор, помогите избавиться от комплексов! - А у вас какие? - Зенитно-ракетные.  
+
-
edit
 

Anleon

опытный

ПОСЛЕДНЯЯ ОСТАНОВКА РАКЕТНОГО ПОЕЗДА

СЕКРЕТНЫЙ "СКАЛЬПЕЛЬ" ТЕПЕРЬ МОЖЕТ УВИДЕТЬ КАЖДЫЙ



Начало августа стало знаменательным для хорошо известного на Западе "Скальпеля" - именно так называют отечественные ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) "Молодец" в странах НАТО. Как известно, они являются основой ударной мощи боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). 3 августа состоялось торжественное открытие экспозиции БЖРК 15П961 в Музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге. Конечно, говорить о развертывании полноценного комплекса в полном составе не приходится, здесь поставлено всего три вагона из штатной конфигурации боевого комплекса. Но все они, как говорится в Договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений, "связаны с пуском ракет".




Как отмечено на стендах экспозиции, в состав одного БЖРК входил железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации: три пусковых модуля (из трех вагонов каждый состоит из пусковой установки с МБР в ТПК, агрегата обеспечения с дизель-генераторами, пункта управления пусковой установки), командный модуль из семи вагонов, цистерна с горюче-смазочными материалами, четыре тепловоза ДМ-62.

Для уменьшения осевой нагрузки на путь на пусковой установке применены "специальные разгрузочные устройства", перераспределяющие часть нагрузки на соседние вагоны пускового модуля. Пункт управления и агрегат обеспечения пускового модуля оснащены специальными устройствами для закорачивания и отвода контактной сети ЗОКС. Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. При движении по железнодорожной сети БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.

В транспортном положении МБР находится в горизонтальном положении внутри пускового вагона, перед стартом она в ТПК поднимается в вертикальное положение. Именно так, "готовым к пуску", комплекс "Молодец" застыл в музее. Пуск ракет мог осуществляться практически с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его сохранность и устойчивость.

Отойдем, как говорится, "от техники дела" и вернемся к самому знаменательному событию. В открытии БЖРК-памятника приняло участие много непосредственных участников создания "боевого железнодорожного", в первую очередь это специалисты КБСМ (рожденного еще в годы Великой Отечественной войны знаменитого Морского Центрального артиллерийского КБ, в настоящее время возглавляемого генеральным директором и генеральным конструктором Н.А. Трофимовым), Государственного Обуховского завода (многим хорошо известного как завод "Большевик" и связанного с именем выдающегося деятеля советского ВПК Д.Ф. Устинова).

Другое событие, связанное с экспозицией "Молодца", произошло 10 августа в музее РАО "РЖД" в более "закрытом" и менее торжественном режиме, но по своей значимости и информативности достаточно интересное. Здесь собрались руководители и представители основных предприятий и организаций - создатели этого грозного оружия, включая головного разработчика ракеты и всего комплекса - КБ "Южное" в лице генерального конструктора - генерального директора С.Н. Конюхова, заказчика - РВСН в лице заместителя командующего В.В. Линника, бывшего заместителя главы Минобщемаша, а сегодня генерального директора ОАО "Корпорация Рособщемаш" А.В. Усенкова и других.

При осмотре экспозиции становится ясно, почему американцы так настаивали на уничтожении наших БЖРК. С виду не приметные вагоны серого цвета напоминают обычные железнодорожные составы с рефрижераторами, даже с боков на них сымитированы ворота. Из космоса их индифицировать еще сложнее. БЖРК могут свободно "затеряться" на огромных просторах России.

А как можно расправиться с потенциальной опасностью? Ответ оказался прост: включить в Договор по СНВ уничтожение разделяющихся головных частей индивидуального наведения, которых "Молодец" имел аж десять единиц с комплексом средств преодоления ПРО, и все готово. А "связали по ногам" комплекс еще раньше. Президент СССР М.С. Горбачев согласился с доводами американцев, что для укрепления взаимопонимания между нашими странами БЖРК лучше не выпускать больше на просторы России. Поэтому с 1991 по 2005 г. по договоренности с Соединенными Штатами эти комплексы несли боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны и потеряли свое основное свойство - мобильность. Это были решения обидные и трудно понимаемые для создателей БЖРК, военнослужащих РВСН и всех специалистов оборонной промышленности.

В мае1972 г. КБ "Южное" начало поисковую работу "Гарантия", предусматривающую исследование возможности создания твердотопливной ракеты для шахтных и грунтовых типов стартов, а с марта 1973 г. - по созданию ракетного комплекса с РТ-23 шахтного базирования. При подготовке предложений по ракетному комплексу в рамках НИР "Гарантия", "Горизонт" и др. конструкторами разрабатывались твердотопливные МБР со стартовым весом от 100 до 150 тонн для размещения в хорошо защищенных шахтах и на железнодорожных подвижных пусковых установках. К середине 1970-х гг. работы по БЖРК постепенно свертывались в связи со сложностью создания и эксплуатации такого комплекса, разрабатывался только РК с ракетой РТ-23 (15Ж44) с размещением ее в ШПУ 15П744 высокой защищенности.

Ранее прерванные работы в КБ "Южное" по БЖРК были возобновлены в 1976 г. после прихода на должность министра обороны Д.Ф. Устинова. К тому времени шла отработка шахтной ракеты и готовились предложения по новому варианту БЖРК. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 1 июня 1979 г. задавалась разработка РГЧ ИН для ракет РТ-23 в составе БЖРК. Поэтому одновременно с созданием комплекса РТ-23 шахтного базирования в КБ-4 КБСМ полным ходом шла разработка документации на комплекс железнодорожного базирования 15П252.

Эскизный проект БЖРК с ракетой РТ-23 был разработан КБ "Южное" в июне 1980 г. Стартовый комплекс создавался в КБСМ под руководством А.Ф. Уткина, общее число прямых смежников составляло почти 30 предприятий - в частности, калининский ЦКБ ТМ (гл. конструктор Л.Д. Новиков), московский ЦКБ ТМ (гл. конструктор Б.Р. Аксютин), завод "Большевик" (гл. конструктор Н.Г. Первушев), КБТХМ (главные конструкторы И.Д. Брилев и М.И. Степанов), КБ "Прожекторного завода" (гл. конструкторы В.В. Окунев и В.Н. Лужков), Новосибирское НИИ КЭ (гл. конструктор Л.Ф. Отмахов), ПКБЦЭ (гл. конструктор В.И. Окунев). В ноябре 1987 г. комплекс БЖРК 15П952 с МБР РТ-23 был сдан в опытную эксплуатацию.

Одновременно комплекс совершенствовался. Еще в ноябре 1982 г. был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками и другими необходимыми системами. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 9 августа 1983 г. была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ "Молодец" в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный 15П961, подвижный грунтовый "Целина-2" и шахтный высокой защищенности.

В основу проекта ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) и комплекса 15П961 были положены технические и конструктивные решения, прошедшие натурную отработку в составе БЖРК с ракетой РТ-23 (15Ж52). Вместе с тем внедренные как в ракету, так и в БЖРК новые решения позволили существенно повысить боевую эффективность комплекса 15П961 по сравнению с 15П952. Сама МБР PТ-23 УТТХ (15Ж61), разработанная в КБ "Южное", тоже уникальна, она представляет из себя трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету на твердом топливе с разделяющей головной частью индивидуального наведения и десятью боевыми блоками. Она имела инерциальную систему управления с бортовой цифровой вычислительной машиной. Особенностью системы управления является решение ряда новых задач: восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске; реализация принципов терминального наведения; использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва; сопряжение с системой боевого управления "Сигнал-А". Прицеливание ракет осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.

После всех видов испытаний БЖРК 15П961 приняли на вооружение 28 ноября 1989 г. К 1999 г. было развернуто три ракетные дивизии БЖРК (под Костромой, пос. Бершеть в Пермском крае и пос. Гладкое в Красноярском крае), в каждую из которых входило по четыре полка - всего 36 пусковых установок. Но прошло время, и история "боевого железнодорожного" подошла к концу. Сегодня последний БЖРК снят с боевого дежурства, и теперь стартовый модуль этой системы, как говорилось выше, можно увидеть в музее железнодорожного транспорта как одно из высокотехнологичных достижений отечественной "оборонки". Его надежность была доказана временем. Как отмечали разработчики, за более чем 15-летнюю эксплуатацию БЖРК с ним на путях не произошло ни одного, даже крохотного, происшествия.

Возможно, спустя время Россия вспомнит уникальные разработки и используемые технические решения и вернется к созданию подобных систем оружия.


Александр КАРПЕНКО
Санкт-Петербург

Еженедельник «Военно-промышленный курьер»

Дальневосточная стратегия
Коротко
Это первая поездка вице-премьера - главы военного ведомства России Сергея Иванова по столь необычному маршруту: Дальний Восток - Аляска. Основная цель рабочей поездки министра обороны в Дальневосточный федеральный округ заключалась в оценке положения дел на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, прежде всего на судостроительных заводах, которые предполагается включить в состав будущего дальневосточного Центра судового машиностроения. Что касается Аляски, то там он обсудил с главой Пентагона целый ряд военных вопросов.

// Дальше —
www.vpk-news.ru
 
 
+
-
edit
 

Бяка

имитатор знатока
★☆
Anleon> Горбачев согласился с доводами американцев, что для укрепления взаимопонимания между нашими странами БЖРК лучше не выпускать больше на просторы России. Поэтому с 1991 по 2005 г. по договоренности с Соединенными Штатами эти комплексы несли боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны и потеряли свое основное свойство - мобильность. Это были решения обидные и трудно понимаемые для создателей БЖРК, военнослужащих РВСН и всех специалистов оборонной промышленности.
Anleon>

Доводы американцев были очень серьёзны, надо признать. Их не устраивало то, что сосчитать эти ракеты практически невозможно. Создатели комплекса тоже не противились. Им ресурс продлевать и сохранять легче было. Военнослужащие просто рады были. Представляете, после дежурства дома ночевать, а не как заключённые в карцере.
Ничего не мешало этим ракетам выехать на боевое дежурство при малейшей угрозе войны. Зато на базе они были гораздо лучше защищены, хотя бы от захватов.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru